Оценка имущества

Главная » Статьи » Оценка и экспертиза » Новости, законопроекты

Мининфраструктуры начинает реорганизацию портов Украины

Как известно, 17 мая 2012 года, во втором чтении и в целом Верховная Рада Украины приняла законопроект № 9712 «О морских портах Украины» (далее – «Закон о портах»). 8 июня 2012 года Президент Украины подписал Закон, а 13 июня 2012 года документ был официально опубликован. Большая часть положений Закона вступит в силу с 14 июня 2013 года, однако отдельные нормы вступают в силу со дня опубликования (т.е. с 13 июня 2012 года).

К числу положений, вступивших в законную силу, относятся поручения Кабинету Министров Украины, направленные на реализацию положений Закона. Согласно Заключительным положениям, до 14 сентября 2012 года Кабмин должен разработать и внести в Парламент проект закона об искусственных земельных участках, а к 14 апреля 2013 года – завершить реорганизацию морских портов. Реорганизация портов вызывает много вопросов, на некоторые из которых мы постараемся ответить в рамках этой статьи.

Присоединение vs. слияние? Обсуждаем способ реорганизации

Закон о портах ничего не упоминает о способе реорганизации. Традиционно под реорганизацией понимают полную или частичную замену владельцев (собственников) корпоративных прав предприятия, изменение организационно-правовой формы, ликвидацию отдельных структурных подразделений или создание на базе одного предприятия нескольких, следствием чего является передача или прием его имущества, средств, права и обязанностей правопреемником. Напомним, что законодательство Украины предусматривает пять способов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, преобразование и выделение. Применительно к реорганизации портов следует рассматривать только первые два способа (слияние и присоединение).

Под слиянием традиционно понимают прекращение деятельности двух или более предприятий (юридических лиц) и передачу принадлежащих им имущественных прав и обязанностей правопреемнику, который создается в результате слияние. Бухгалтерские балансы таких предприятий консолидируются, а капиталы – объединяются. Учитывая, что в Украине насчитывается 18 морских портов, обладающих статусом государственных предприятий, в случае их реорганизации путем слияния в один день все они должны будут прекратить свое существование и передать свои активы и пассивы правопреемнику. На наш взгляд, в существующих реалиях использовать слияние как форму реорганизации портов не представляется возможным.

Под присоединением понимают прекращение деятельности одного предприятия как юридического лица и передачу принадлежащих ему имущественных прав и обязанностей другому предприятию (правопреемнику). По аналогии со слиянием, бухгалтерские балансы таких предприятий консолидируются, а капиталы – объединяются. Применительно к морским портам присоединение представляется более удачным способом, т.к. Министерство инфраструктуры может заранее создать Государственное предприятие «Администрация морских портов Украины», а впоследствии – присоединить к нему другие госпредприятия – морские порты. Кроме того, в отличие от слияния, присоединение позволит Мининфраструктуры, при необходимости, «балансировать во времени», т.е. присоединять порты к Администрации по мере готовности, чего нельзя ожидать в случае со слиянием.

Вопрос о способе реорганизации портов был предметом обсуждения Рабочей группы по внедрению положений Закона о портах, которая работала в Одесском порту на протяжении июня-августа 2012 г. По итогам обмена мнениями члены Рабочей группы пришли к однозначному выводу о том, что присоединение является оптимальной формой реорганизации морских портов в Администрацию морских портов Украины. Острую дискуссию вызвал вопрос о судьбе имущества морских портов, который должен быть решен в процессе реорганизации.

Что и кому передаем?

По логике Закона, ГП «Администрация морских портов Украины» не будет заниматься хозяйственной (коммерческой) деятельностью (в частности, перевалкой грузов). Администрация будет содержать и использовать объекты портовой инфраструктуры государственной собственности (в первую очередь – гидротехнических сооружений) для выполнения возложенных на нее функций. Напомним, что к функциям Администрации отнесены оказание услуг судам во время их захода в порт, маневрирования и стоянки, организация и обеспечения безопасности мореплавания, организация и координация аварийно-спасательных работ, а также работ по подъему имущества, затонувшего в акватории порта, оказание помощи потерпевшим, координация своей деятельности с деятельностью службы капитана порта, лоцманской службы, владельцев морских терминалов и портовых операторов в случае возникновения аварий и других чрезвычайных ситуаций, поддержание объявленных глубин и некоторые другие. Закон прямо предусматривает, что Администрация взимает портовые сборы и контролирует их использование. Что касается собственно стивидорных услуг (перевалки), то этой деятельностью будут заниматься стивидорные компании (в Законе они названы портовыми операторами), которые могут быть как частными, так и государственными. В этой связи возникает вопрос о том, какое имущество должно быть передано на баланс Администрации морских портов?

Дело в том, что сегодня на балансе портов находятся не только объекты портовой инфраструктуры, которые позволяют обеспечивать безопасность мореплавания (акватория, подходные каналы, причалы, волноломы и другие) и выполнение погрузочно-разгрузочных работ (причалы, открытые складские площадки, крытые склады, портальные краны и мобильные погрузчики и т.д.), но и объекты, прямо не связанные с обработкой грузов (например, объекты социальной сферы – столовые, буфеты, медпункты, спортплощадки и базы отдыха). Представляется вполне очевидным, что наибольший доход (в виде портовых сборов) будут приносить объекты портовой инфраструктуры стратегического значения (прежде всего – гидротехнические сооружения), в то время как остальные объекты (например, складские площади, санитарно-бытовые помещения) не смогут обеспечить высокую доходность для государства, не говоря уже об объектах социальной сферы. Поэтому при решении имущественных вопросов нужно проявлять повышенное внимание и учитывать прогнозные расчеты доходной и расходной части будущих хозяйствующих субъектов.

Напомним, что согласно Заключительным положениям Закона, Кабмину поручено провести инвентаризацию имущества государственных предприятий – морских портов, в результате которой должны быть утверждены перечни стратегических объектов портовой инфраструктуры (для последующей передачи в уставный фонд Администрации) и единые имущественные комплексы, которые могут быть выделены в отдельные предприятия и осуществлять полноценную хозяйственную деятельность. Кроме того, отдельно обсуждается перечень объектов портовой инфраструктуры, которые могут быть переданы в концессию, которые должен утвердить Кабмин. Инвентаризация должна быть завершена до 14 апреля 2013 года.

Выводы

Само по себе изменение концепции понятия «порт» с субъекта правоотношений (порт – отдельное госпредприятие и участник правоотношений) на объект (порт = территория + акватория) является шагом вперед в реформировании портовой отрасли. Стремление законодателя объединить морские порты в одно предприятие, разделив при этом административные (контроль и надзор за обеспечением безопасности мореплавания) и хозяйственные (коммерческие) функции (выполнение погрузочно-разгрузочных работ, хранение грузов и т.д.) также заслуживает поддержки. В то же время, в процессе реорганизации важно обеспечить сохранение стратегических объектов портовой инфраструктуры в государственной собственности и выстроить эффективную модель взаимодействия Администрации морских портов с частными инвесторами (стивидорными компаниями). В этом вопросе государству призвана помочь концессия как приоритетный инструмент привлечения инвестиций в портовую отрасль.



Источник: http://transportinform.com/ports/205-chto-ozhidaet-porty.html
Категория: Новости, законопроекты | Добавил: Оценщик (28.02.2013)
Просмотров: 889
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Материальные объекты
Недвижимость: обзоры
Предприятия, доли, акции
Прайс Лист
Перечень исходных данных
Индексы СМР
Новости, законопроекты
Наши публикации в СМИ
Разное
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 450
Ссылки

Недвижимость Харькова. Средние цены.
Недвижимость Харькова

Курс НБУ

Курсы наличного обмена на сегодня

Аренда квартир

 Квартира.com

База недвижимости Украины

Харьковский Портал

Харьков Онлайн

Недвижимость 5000

MyRealty

Агентство Промышленных Новостей

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа