Оценка имущества


К ответу!

Сегодня Украина переживает экономический кризис, который затронул все сферы жизнедеятельности и поразил важнейшие инфраструктуры государства, обострив проблемы коррупции и ответственности за коррупционные деяния. Проблема борьбы с коррупцией на современном этапе развития украинского государства относится к наиболее актуальным социальным, политическим и правовым проблемам. Это обусловлено тем негативным влиянием, которое коррупция оказывает на развитие демократических институтов нашего общества, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и управленческих структур, моральное состояние общества, реформирование экономики и становление государственности, и, наконец, представляет реальную угрозу национальной безопасности страны.

Сложившаяся ситуация потребовала принятия адекватных мер противодействия этому явлению и в 2006 году Глава государства подписал Указ, которым утвердил Концепцию преодоления коррупции в Украине под названием «На пути к добропорядочности». Во исполнение этого Указа в Украине на антикоррупционную тематику принято более 70 нормативных документов, в частности 12 законов, некоторые из которых непосредственно затрагивают профессиональную оценочную деятельность, криминализируя общественные отношения в данной сфере и ужесточая ответственность оценщиков.

Прежде всего, необходимо рассмотреть Закон Украины № 1506-VI «Об основах предотвращения и противодействия коррупции » от 11.06.2009 года, который вступает в силу 01.01.2010 года. Этот Закон определяет основные принципы предотвращения и противодействия коррупции в публичной и частной сферах общественных отношений, возмещения причиненного в результате совершения коррупционных правонарушений ущерба, восстановления нарушенных прав, свобод или интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц, интересов государства. Интересен для оценщиков он тем, что согласно п.п.ґ п.2 ч.1 ст.2 Закона в круг субъектов коррупционных правонарушений входят лица, не являющиеся государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но предоставляющие публичные услуги (аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, независимые посредники или члены трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров, третейские судьи, а также в установленных законом случаях другие лица). Это является абсолютной новеллой для законодательства, регулирующего профессиональную оценочную деятельность и для антикоррупционного законодательства в целом.

Для начала разберем этимологию слова «коррупция». В словаре русского языка Ожегова С.И. «коррупция» - подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей. Кроме подкупа и продажности, энциклопедические словари истолковывают латинское слово «corrumpere» («растлевать») как термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Таким образом, энциклопедические определения не дают четкого и полного представления об этом явлении.

В соответствии с дефиницией ст.1 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» коррупцияэто использование лицом предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятие обещания /предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание /предложение или предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

Неправомерная выгода, вытекающая из данного определения – это денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги материального или нематериального характера, которые обещают, предлагают, предоставляют или получают бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной, без законных на то оснований.

Под денежными средствами следует понимать как украинские, так и иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте на момент совершения коррупционного правонарушения.

Коррупционное правонарушение - умышленное деяние, содержащее признаки коррупции, совершенное субъектом коррупционных правонарушений, за которое законом установлена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

 

Под «иным имуществом» следует рассматривать: ценные бумаги, монетарные металлы, драгоценные камни и т.п.

Старинные монеты, не имеющие хождения в качестве средства платежа, но обладающие той или иной нумизматической ценностью должны рассматриваться как «иное имущество», при условии, что их среднерыночная стоимость не может быть расценена как ничтожная.

К ценным бумагам, в соответствии со ст.3 Закона Украины №3480-IV «О ценных бумагах и фондовом рынке» от 23.02.2006 года относят: акции, облигации предприятий, облигации местных займов, государственные облигации Украины, ипотечные сертификаты, ипотечные облигации, сертификаты фондов операций с недвижимостью, инвестиционные сертификаты, казначейские обязательства Украины.

Монетарные металлы – золото, серебро, платина и металлы иридиево-платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в каком бы то ни было виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты), за исключением ювелирных, промышленных и бытовых изделий из этих металлов, а также лома этих металлов.

Согласно ст.1 Закона Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроль за операциями с ними» от 18.10.1997 года, драгоценные камни - природные и искусственные (синтетические) минералы в сырье, необработанном и обработанном виде (изделиях):

а) первого порядка - алмаз, рубин, сапфир синий, изумруд, александрит;

б) второго порядка - демантоид, эвклаз, жадеит (империал), сапфир розовый и желтый, опал благородный черный, шпинель благородная;

в) третьего порядка - аквамарин, берилл, кордиерит, опал благородный белый и огненный, танзанит, топаз розовый, турмалин, хризоберилл, хризолит, цаворит, циркон, шпинель;

г) четвертого порядка - адуляр, аксинит, альмандин, аметист, гесонит, Гроссуляр, данбурит, диоптаз, кварц дымчатый, кварц розовый, клиногумиты, хрусталь горный, кунциты, морион, пироп, родолит, скаполит, спесартин, сподумен, топаз голубой, винный и бесцветный, фенакиты, фероортоклазы, хризопраз, хромдиопсид, цитрин.

            В ряде случаев под имуществом понимают не только перечисленные выше объекты, но и имущественные права (документы, предоставляющие право на получение имущества, предоставляющие право пользования имуществом или требования выполнения имущественных обязательств), а также любые действия имущественного характера (передача имущественных выгод, отказ от них, отказ от прав на имущество).

            Услуги материального или нематериального характера – это действия (материального или нематериального характера), результаты которых неотделимы от самой деятельности и потребляются в процессе этой деятельности. В наше время широкое распространение получили посреднические, информационные, юридические, медицинские, образовательные, социально-культурные и иные услуги.

            Услуги материального характера – это услуги, оказанные материальному производству. А под услугами нематериального характера следует понимать результаты социально-экономической деятельности предприятий и учреждений сферы услуг и населения, удовлетворяющие потребности населения и государства (республики, региона), но не воплощающиеся в материальных продуктах.

            Также, в рассматриваемом законодательном акте следует обратить внимание на некоторые ограничения, которые установлены для оценщиков, как для субъектов ответственности за коррупционные правоотношения.

1. Запрещается использовать свое положение с целью получения неправомерной выгоды или принятие обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц.

2. Запрещается отказывать физическим или юридическим лицам в информации, предоставление которой предусмотрено законом, предоставлять недостоверную или не в полном объеме информацию.

3. Запрещается осуществлять финансирование органов государственной власти или органов местного самоуправления, в том числе предоставлять им материальную или нематериальную помощь, безвозмездно выполнять работы, оказывать услуги, передавать средства и иное имущество, кроме случаев, предусмотренных законами и действующими международными договорами Украины, заключенным в установленном законом порядке.

4. Разрешается принимать личные подарки, которые соответствуют общепризнанным представлениям о гостеприимстве, при условии, что стоимость одного подарка не превышает размера одной налоговой социальной льготы. Однако законодательно не урегулирован порядок принятия и определения стоимости подарка. Ведь форма договора дарения может быть как устной, так и письменной. А для договора дарения предметов личного пользования и бытового назначения (личные подарки) предусмотрена устная форма. К тому же договор дарения может быть как реальный, так и консенсуальным, когда договор считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям (например, в виде обещания подарить в будущем). Особенностью консенсуального договора дарения является и то, что одаряемый в любое время до принятия дара без указания мотивов вправе отказаться от него, т.е. на одаряемого не возложена обязанность принять дар.

            Согласно с подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 Закона Украины №889-IV от 22.05.2003 года  «О налоге с доходов физических лиц» размер налоговой социальной льготы равен 50% одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной Законом на 1 января отчетного года. Размер заработной платы для расчета налоговой социальной льготы берется по состоянию на 1 января и на протяжении отчетного года является неизменным независимо от дальнейшего увеличения размера минимальной заработной платы.
            Законом Украины № 835-VI «О государственном бюджете на 2009 год» от 26.12.2008 года установлено, что с 1 января 2009 года: размер минимальной заработной платы равняется 605 грн., прожиточный минимум для трудоспособных лиц установлен в размере, действовавшем в декабре 2008 года, то есть 669 гривен.

            В соответствии с подпунктом 6.5.1 пункта 6.5 статьи 6 этого Закона «О налоге с доходов физических лиц» налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога на протяжении отчетного налогового месяца как заработная плата (прочие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и возмещения), если его размер не превышает суммы, которая равна сумме месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривен.

            В 2009 году размер налоговой социальной льготы в расчете на месяц равен 302,50 гривен.

            Требования, закрепленные в ст.14 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» об информации, которая не может составлять коммерческую или банковскую тайну - являются нарушением и полностью противоречат: статье 30 «Информация с ограниченным доступом», Закона Украины «Об информации» №2657-XII от 02.10.1992 года; статье 60 «Банковская тайна» и статье 62 «Порядок раскрытия банковской тайны», Закона Украины «О банках и банковской деятельности» №2121-ІІІ от 07.12.2000 года; статье 8 «Нотариальная тайна» Закона Украины «Про нотариат» №3425-XII от 02.09.1993 года; Постановлению Кабинета Министров Украины № 611 «О перечне сведений, которые не составляют коммерческой тайны» от 09.08.1993 года; а также статье 32 Конституции Украины, согласно которой не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случае, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

            За совершение коррупционных правонарушений оценщики, как субъекты коррупционных правоотношений, могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданско-правовой или дисциплинарной ответственности в установленном законом порядке.

            Ответственность - это регламентированное нормами права общественное отношение между государством, в лице его специальных органов (суд, прокуратура, милиция), и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение. По своему содержанию юридическая ответственность проявляется в виде возложения на виновное лицо штрафных, карательных санкций за совершенное правонарушение, либо в виде вменения ему в обязанность восстановление там, где это возможно, незаконно нарушенных прав и ранее существовавших общественных отношений.

            Гражданско-правовая ответственность носит компенсационный характер и заключается в восстановлении незаконно нарушенных имущественных либо личных неимущественных прав субъектов путем применения к должнику различных мер принудительного характера (например, взыскание пени, неустойки, штрафа). Как правило, данный вид ответственности основывается на принципе полного возмещения вреда.

            Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания, вследствие нарушения дисциплины (трудовой, воинской и т.п.). Выделяют три вида дисциплинарной ответственности:

1) в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка;

2) в порядке подчиненности;

3) в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями, действующими в некоторых сферах (обороны, внутренних дел, железнодорожного, водного, воздушного транспорта).

            Для дисциплинарной ответственности характерно то, что она имеет отношение к вопросу служебной подчиненности лица, совершившего проступок, тому органу, который применяет в отношении него меры дисциплинарного характера.

            Административная ответственность накладывается за те правонарушения, которые предусмотрены нормами законодательства об административных правонарушениях. В отличие от дисциплинарной ответственности отношения служебной подчиненности отсутствуют. Административная ответственность носит публичный характер, т.е. субъектом привлечения к ответственности выступает государство.

            Уголовная ответственность – это вынужденное претерпевание лицом, совершившим преступление, государственного осуждения, а также ограничений личного, имущественного и иного характера, предусмотренных Уголовным кодексом, налагаемых на виновного судом и определяемых его обвинительным приговором. Основанием уголовной ответственности, согласно ч.1 ст.2 УК Украины, является совершение лицом общественно опасного деяния, содержащего состав преступления, предусмотренный действующим Уголовным кодексом.

            С точки зрения рассматриваемой ответственности субъектов оценочной деятельности, особый интерес представляет Закон Украины №1508-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения» от 11.06.2009 года, который вступает в силу с 01.01.2010 года.

            Новеллой в законодательстве является возможность привлечения оценщиков к уголовной ответственности. Данным законом Особая часть Уголовного кодекса дополнена разделом VII-А «Преступления в сфере служебной деятельности в юридических лицах частного права и профессиональной деятельности, связанной с предоставлением публичных услуг», в то время как большинство составов коррупционных преступлений (дача и получение взятки, злоупотребление и превышения власти) размещены в разделе XVII и абсолютно целесообразно было бы внесение изменений именно в этот раздел.

            Так ст.2353 Закона предусматривает ответственность за использование своих полномочий аудитором, нотариусом, экспертом, оценщиком, третейским судьей или другим лицом, которое осуществляет профессиональную деятельность, связанную с оказанием публичных услуг, а также независимым посредником или членом трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров вопреки своим полномочиям с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц либо с целью причинения вреда охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, интересам общества или государства, если эти действия причинили существенный вред.

            К сожалению, отсутствует законодательное определение публичных услуг, поэтому в практике следует руководствоваться едиными унифицированными теоретическими основами, в том числе относительно понимания понятия, видов и признаков публичных услуг. Публичные услуги связаны с осуществлением государственного управления и обеспечением гарантированных условий жизни. В основе публичной услуги лежит публичный интерес, под которым понимается определенный государством и обеспеченный правом интерес социального сообщества, удовлетворение которого служит условием и гарантией его существования и развития.           По содержанию публичные услуги можно разделить на следующие виды: образовательные, медицинские, комунальные, транспортные, спасательные, правозащитные, управленческие.

Таким образом, особенность общественных услуг – в их высокой социальной значимости, заинтересованности в них большинства членов общества. Кроме этого, не является важным, выгодны ли такие услуги субъектам их предоставления, они все равно должны быть предоставлены, и быть одинаковыми, вне зависимости от места их предоставления по качеству, срокам и доступности. Если отсутствует предпринимательский интерес предоставлять определенные услуги, государственные либо муниципальные органы обязаны взять на себя выполнение такой услуги или простимулировать возникновение такого интереса.

Анализ научных взглядов и существующих концепций позволяет определить публичную услугу как общественно значимую деятельность, априори четко регламентированную законодательством, для которой характерным является добровольный интерес потребителя услуги и индивидуальный характер ее предоставления любому лицу, которое имеет на это право или обращается за реализацией своих прав, свобод и законных интересов на равных основаниях безоплатно либо в пределах цен, определенных государством.

            Существенный вред, согласно примечанию к ст.2351 Закона, если он состоит в причинении материального ущерба, который в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

            Согласно с пунктом 22.5 статьи 22 Заключительных положений Закона Украины №889-IV от 22.05.2003 года  «О налоге с доходов физических лиц», если нормы других законов содержат ссылки на необлагаемый минимум, то для целей их применения используется сумма в размере 17 гривен, кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений или правонарушений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 статьи 6 настоящего Закона для соответствующего года.

            Необходимо отметить, что понятие "квалификация" и "санкция" по своей правовой природе отличаются по своему значению и содержанию. Санкция, как структурная часть правовой нормы, используется для определения вида и размеров ответственности. Квалификация отличается от санкции тем, что устанавливает юридическое соответствие признаков противоправного деяния признакам состава правонарушения или преступления. Следовательно, введение налоговых социальных льгот не влияет на размер наказаний, если последний определен в соответствующих санкциях в необлагаемых налогом минимумах доходов граждан.

            Поскольку Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2009 год" размер минимальной заработной платы на 1 января 2009 года установлен 605 грн., то, соответственно, размер "обычной" налоговой социальной льготы равняется 302 грн. 50 коп., а размер существенного вреда равен 30250 гривен и более.

            Квалифицирующими признаками данного преступления являются:

1) То же деяние, совершенное в отношении несовершеннолетнего или недееспособного лица, лица пожилого возраста или повторно.

            Несовершеннолетним лицом, в соответствии со ст. 6 Семейного кодекса Украины, считается ребенок в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

            Согласно ст.39 Гражданского кодекса Украины, физическое лицо может быть признано судом недееспособным, если оно вследствие хронического, стойкого психического расстройства не способно понимать значение своих действий и руководить ими.

            Лицами пожилого возраста признаются: мужчины в возрасте 60 и женщины в возрасте 55 лет и старше, а также лица, которым до достижения общего пенсионного возраста осталось не более полутора лет (ст.10 Закона Украины №3721-XII «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста в Украине» от 16.12.1993 года).

2) Действия, повлекшие тяжкие последствия.

            Тяжкими последствиями, согласно примечанию к ст.2351 Закона, если они состоят в причинении материального ущерба, считаются такие последствия, которые в двести пятьдесят и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.

            Заслуживает, также, внимание ч.3 ст.2355 - получение аудитором, нотариусом, экспертом, оценщиком, третейским судьей или другим лицом, которое осуществляет профессиональную деятельность, связанную с оказанием публичных услуг, а также независимым посредником или арбитром при рассмотрении коллективных трудовых споров неправомерной выгоды за совершение действий или бездействие с использованием предоставленных ему полномочий в интересах лица, которое предоставляет или передает.

            А также такой квалифицирующий признак - деяние, предусмотренное частью третьей настоящей статьи, совершенное повторно или по предварительному сговору группой лиц, или сопряженное с вымогательством неправомерной выгоды.

            Все выше комментируемые статьи объединены общим определяющим понятием «неправомерная выгода», а также связаны с составными элементами данного понятия. При таких обстоятельствах: отсутствие четких критериев разграничения ответственности и общность понятий «подарок», «неправомерная выгода» с предметом «взяточничества», а также учитывая бланкетный характер многих диспозиций, данная редакция Закона приведет к конкуренции между статьями УК и КУоАП, к декриминализации деяний, которые охватываются признаками составов, а также вызовет сложности в квалификации при их применении на практике.

            Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что многочисленные и объемные по содержанию изменения в законодательстве с учетом положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Уголовной конвенции Совета Европы о борьбе с коррупцией свидетельствуют о масштабной борьбе государственной власти с коррупционным явлением. Однако недоработанные новеллы материального права в сочетании с несовершенным механизмом реализации не способны обеспечить достижение поставленных задач. Принятые изменения существенно усложняют практическую реализацию задекларированных целей и одновременно ослабляют эффективность действия антикоррупционных законов.


© ООО "АРГУМЕНТ-ЭКСПЕРТ", 2009.

Републикация любых материалов сайта argument-expert.at.ua возможна

только с письменного согласия OOO " АРГУМЕНТ-ЭКСПЕРТ ".

Категория: Наши публикации в СМИ | Добавил: Юрист (21.10.2009) | Автор: Анна Сибирцева E W
Просмотров: 2890 | Теги: коррупция, Адвокат, оценщик, корупція, Нотариус
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Материальные объекты
Недвижимость: обзоры
Предприятия, доли, акции
Прайс Лист
Перечень исходных данных
Индексы СМР
Новости, законопроекты
Наши публикации в СМИ
Разное
Поиск
Вход на сайт
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 493
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0