В поле зрения антимонопольщиков попали Приватбанк, Райффайзен Банк
Аваль, Укрсоцбанк, OTP Bank и УкрСиббанк, на которые в прошлом году
поступили многочисленные жалобы. В своих кредитных договорах эти
учреждения требуют от заемщиков приобрести страховку исключительно в
указанных ими СК. При этом аккредитация страховщиков проводится на
основании внутренних банковских документов, доступ к которым закрыт как
для самих страховых компаний, так и их клиентов. Договоры, заключенные
заемщиками самостоятельно в чужих СК, финансисты категорически
отказываются принимать. Чтобы исправить данную ситуацию, АМКУ
рекомендовал банкам обеспечить прозрачность и открытость процесса
аккредитации компаний. Их обязали размещать на своих веб-сайтах, а
также в отделениях список аккредитованных СК и перечень требований к
ним для получения аккредитации. Если же заемщик уже приобрел полис в
неаккредитованной компании, финучреждения должны проверить ее
деятельность на соответствие своим требованиям. «В случае отказа банк
обязан предоставить страховщику мотивированный ответ с указанием
причины невключения его в список проверенных», — рассказал «ДС» старший
юрист адвокатской фирмы Arzinger Павел Нуржинский.
До сих пор финансисты не слишком баловали страховых партнеров какими бы
то ни было разъяснениями. «Сейчас многие банки заявляют, что в случае
отказа в аккредитации той или иной СК они не обязаны мотивировать его
причины. В итоге страховщик предоставляет финучреждению развернутую
информацию о своей деятельности, а в результате может получить отказ
без видимой на то причины», — отметила в разговоре с «ДС» заместитель
председателя правления СК «НОВА» Светлана Кадукова. По словам главы
АМКУ Алексея Костусева, хотя рекомендации даны только пяти банкам,
остальным финучреждениям также придется им следовать. В случае
невыполнения этих предписаний им грозят серьезные штрафные санкции.
«Согласно законодательству штраф может составить 10% выручки», —
подчеркнул г-н Костусев. Еще одним поводом для вмешательства
антимонопольщиков стал слишком высокий размер комиссий, который банкиры
взимают за продажу страховых полисов. В числе самых жадных оказался
Укрсоцбанк, который требовал от страховщиков уплаты комиссионного
вознаграждения в размере 63% от суммы платежа по договору страхования
залогового имущества физлиц (кроме автомобилей). В то же время в других
финучреждениях средний размер отчислений за посредничество колеблется в
пределах 10–25%. Именно до такого уровня, по настоянию антимонопольного
ведомства, придется снизить комиссию и Укрсоцбанку.
Страховщики уверяют, что их взаимоотношения с банкирами уже давно
требуют вмешательства регулирующих органов. Вопрос завышенных
комиссионных остается для рынка больным на протяжении последних
нескольких лет. Непомерные аппетиты финансистов становятся
разорительными не только для СК, но и для их клиентов. «Значительный
рост банковской комиссии, с одной стороны, увеличивает затраты клиента
на страхование, поскольку выливается в повышение страховых тарифов. С
другой — может привести к банкротству страховщика, который, пытаясь
предлагать рыночные условия, обязан значительную часть платежей отдать
банку», — сказала «ДС» директор ООО «Агентство страхового консалтинга»
Елена Сидоренко.
Абсолютно непрозрачной в большинстве финучреждений остается и процедура
аккредитации СК. Так, одним из основных критериев при отборе страховых
партнеров сегодня является размер депозита, который компания готова
разместить в банке. «Цена такого «входного билета» составляет в среднем
1–5 млн грн., но это далеко не предел. Отдельные финучреждения требуют
размещения депозитных средств в размере 10 млн грн. и более», —
рассказывает Светлана Кадукова. Некоторые же банки предпочитают
работать исключительно с аффилированными страховщиками, не подпуская к
страхованию залогов посторонние компании. «Наиболее устоявшиеся
отношения сложились между УкрСиббанком и страховой компанией АХА.
Французское финучреждение (УкрСиббанк является одним из акционеров АХА
в Украине. — «ДС») тесно сотрудничает с французским страховщиком», —
сообщил «ДС» заместитель председателя правления АСК «ИНГО Украина»
Александр Мацак. Итогом такого избирательного подхода к аккредитации
компаний зачастую становится недовольство заемщиков. «Банки нередко
злоупотребляют своим положением залогодержателя, прикрываясь заботой о
клиенте. Но даже размещенный СК депозит в конечном итоге не гарантирует
выполнения ею обязательств по договорам страхования», — рассказал «ДС»
начальник управления организации работы с банками СК «ПРОВИДНА» Андрей
Ивчатов.
Финансисты обещают, что будут беспрекословно следовать рекомендациям
АМКУ. Хотя некоторые из попавших в немилость банков уверяют, что и до
сегодняшнего дня вполне отчетливо формулировали критерии при отборе
страховых компаний. «У нас есть ряд минимальных требований, которым СК
обязана соответствовать изначально. Во-первых, это наличие лицензий на
осуществление соответствующих видов страховой деятельности. Во-вторых,
минимальный размер уставного фонда должен составлять порядка 1,5 млн
евро, а размер полученных страховых платежей за последние 12 месяцев —
не менее 5 млн евро. Кроме того, у компании должны быть договоры
облигаторного перестрахования с международными страховщиками с
рейтингом как минимум одного из ведущих рейтинговых агентств (AM Best,
Fitch Ratings, Moody's Investors Service, Standard & Poor's, т. д.)
на уровне не ниже А. Срок работы СК на страховом рынке Украины — не
менее пяти лет», — поведал «ДС» начальник отдела корпоративных
отношений с международными корпорациями OTP Bank Юрий Немчиков.
Финансисты также пеняют на то, что найти надежных партнеров в нынешней
ситуации не так просто: 80% зарегистрированных компаний либо не
занимаются реальным страхованием, либо вообще не проводят никакой
деятельности. К тому же сегодняшняя форма отчетности страховщиков не
дает представления о действительном финансовом положении СК. «Сложная
экономическая ситуация в 2008–2009 годах негативно отразилась на
страховом рынке. Надежных страховых компаний поубавилось,
соответственно, уменьшилось и количество аккредитованных СК», —
поясняет директор департамента управления розничными продажами АО
«Эрсте Банк» Виталий Позняк.
По прогнозам финансистов, теперешние угрозы АМКУ едва ли изменят
ситуацию, если вопросы аккредитации не будут урегулированы с помощью
нормативных документов. «Неправильно говорить о том, что правила
нарушают только эти пять банков. Ситуация в других финучреждениях (в
том числе и государственных) также далека от прозрачности. Необходимо
внедрить единые стандарты для всех страховщиков, проходящих
аккредитацию», — убеждена Елена Сидоренко. До тех пор пока регуляторы
будут закрывать глаза на разборки своих подопечных, банки легко найдут
возможность игнорировать конкурентное законодательство.
|