Что такое товарный знак?
Под товарным знаком понимается отличительное обозначение, идентифицирующее определенные товары или услуги, производимые или предоставляемые конкретным лицом или предприятием. Происхождение товарного знака восходит к далекому прошлому, когда ремесленники воспроизводили свои подписи или «знаки» на созданных ими художественных либо утилитарных изделиях. С течением времени эти знаки постепенно оформились в современную систему охраны и регистрации товарных знаков. Система помогает потребителям идентифицировать и приобретать изделия или услуги, происхождение и качество которых, удостоверенные отличительным товарным знаком, наилучшим образом отвечают их потребностям.
Перечень документов для оценки гудвилла: здесь
Перечень документов для оценки товарного знака: здесь
Промышленный образец, патент, селекционное достижение: здесь
Какова функция товарного знака?
Товарный знак предоставляет владельцу знака охрану в виде исключительного права на пользование знаком для идентификации его товаров и услуг среди прочих или на предоставление такого права другому лицу в обмен на вознаграждение. Срок охраны может варьироваться, однако после истечения первоначально установленного срока охраны при условии уплаты дополнительных пошлин срок охраны товарного знака может продлеваться на неопределенный период. Защиту охраняемых товарных знаков осуществляют суды, и в большинстве стран они правомочны принимать меры по пресечению нарушений прав на товарные знаки.
В более широком смысле, использование товарных знаков способствует развитию инициативы и предпринимательства во всем мире, принося их владельцам признание и материальную выгоду. Охрана товарных знаков также препятствует попыткам осуществлять недобросовестную конкуренцию, в частности, использованию сходных до степени смешения или поддельных товарных знаков с целью сбыта товаров и услуг более низкого качества или не соответствующих оригинальному знаку по другим показателям. Система позволяет предприимчивым и талантливым людям производить и сбывать товары и услуги на наиболее справедливых условиях, что способствует развитию международной торговли.
Какие товарные знаки можно регистрировать?
Возможности в этом плане практически неисчерпаемы. Товарный знак может состоять из одного слова, буквы или цифры, либо любого их сочетания. Он может состоять из рисунков, символов, трехмерных обозначений, реализуемых, например, в форме и упаковке изделий, слышимых звуковых сигналов, таких как музыка или звуки человеческого голоса, запахов или цвета, используемых в качестве отличительных признаков.
Кроме знаков, идентифицирующих коммерческое происхождение изделия или услуги, существует несколько дополнительных категорий товарных знаков. Владельцами коллективных знаков могут быть ассоциации, члены которых путем их использования ставят знак равенства между собой и установленными ассоциацией требованиями качества и другими требованиями. Примером таких ассоциаций являются ассоциации бухгалтеров, инженеров или архитекторов.
Сертификационные знаки присваиваются за соответствие установленным стандартам, однако сфера их применения не ограничена тем или иным профессиональным обществом. Они могут присваиваться любому лицу, способному доказать, что его изделия соответствуют определенным установленным стандартам. В качестве примера сертификационных знаков, получивших международное признание, можно упомянуть стандарты качества ISO 9000.
Каков порядок регистрации товарных знаков?
Вначале в соответствующее национальное или региональное ведомство подается заявка на регистрацию товарного знака. Заявка должна содержать четкое изображение знака, регистрация которого испрашивается, включая четкое воспроизведение цвета, формы или трехмерных элементов. В заявке также необходимо указать перечень товаров или услуг, для которых испрашивается охрана знака. Для получения охраны в качестве товарного или иного знака сам знак должен удовлетворять определенным условиям. Он должен обладать различительной функцией, с тем чтобы потребители могли узнавать его как присущий определенной продукции и одновременно не спутать его с другими товарными знаками, идентифицирующими другие продукты. Товарный знак не должен нести ложной или вводящей в заблуждение информации, он также не должен противоречить общественному порядку или морали.
Кроме того, испрашиваемые права не могут полностью или частично совпадать с правами, уже предоставленными владельцу другого товарного знака. Это устанавливается путем поиска и экспертизы, проводимых национальным ведомством, либо путем рассмотрения возражения третьих лиц, претендующих на такие же или аналогичные права.
На какой территории действует охрана товарных знаков?
Почти все страны мира проводят регистрацию и предоставляют охрану на товарные знаки. В каждом национальном или региональном ведомстве имеется реестр товарных знаков, в котором содержится исчерпывающая информация о заявках на все регистрации и продления, что облегчает проведение экспертизы и поиска, а также действия третьих лиц в плане возможных возражений. Однако, действие такой регистрации ограничивается территорией страны, в которой она осуществлена (а в случае региональной регистрации - территориями соответствующих стран).
Для того, чтобы избежать необходимости регистрации в каждом национальном либо региональном ведомстве, ВОИС выполняет административные функции системы международной регистрации знаков. Эта система регулируется двумя договорами: Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Мадридским протоколом. Лицо, имеющее связь (т.е. гражданство, место постоянного проживания или действительное и нефиктивное коммерческое предприятие) с одной из стран - участниц одного или обоих упомянутых договоров, на основании подачи заявки либо регистрации в национальном ведомстве этой страны может получить международную регистрацию товарного знака, признаваемую действительной в некоторых или во всех других странах Мадридского союза. В настоящее время участниками одного или обоих соглашений являются более 60 стран.
Что такое оценка товарного знака?
Оценка товарного знака, торговой марки, фирменного наименования или иного отличительного признака товара тесно связано с оценкой бизнеса и производится на основе анализа полного цикла производства и реализации товаров или услуг данной компании и предполагает определение рыночной стоимости оцениваемого объекта через определение значимости влияния данного отличительного признака на величину прибыли компании и объем реализации товаров и услуг.
Товарный знак – запоминающийся образ, символ, обозначение, позволяющие отличать товары и услуги одних производителей от однородных товаров и услуг других производителей. Ценность исключительных прав на товарные знаки и знаки обслуживания заключается в том, что они обеспечивают их обладателю определенные, иногда весьма существенные, преимущества в бизнесе.
Безусловно, наиболее важными характеристиками, влияющими на оценку товарного знака, являются его распространенность, узнаваемость и доверие потребителя, которым пользуются товары или услуги, продаваемые под этой маркой. В конечном случае все эти характеристики определяют объем реализации продукции, прибыль компании и стоимость самого товарного знака. Во многих случаях стоимость известного товарного знака может превосходить стоимость всех материальных активов компании и быть мощным инструментом в конкурентной борьбе за потребителя. Оценка товарного знака компании положительно влияет на ее общую рыночную стоимость и, следовательно, на ее привлекательность для партнеров и инвесторов.
В некоторых случаях, например, при продаже бизнеса, целесообразно оценить совокупный вклад всех нематериальных активов в процесс создания прибыли предприятия. В этом случае производится также оценка гудвилла или деловой репутации компании. Определение стоимости гудвилла производится, когда компания стабильно работает на рынке продолжительное время и имеет высокий (выше среднего в данном сегменте рынка) доход на единицу стоимости ее чистых активов, в результате чего, стоимость бизнеса превосходит суммарную стоимость всех активов компании.
Оценка товарного знака – это чаще всего оценка его репутации или гудвилла. К исключениям относится, например, товарный знак, зарегистрированный, но еще не запущенный в обращение. Он вполне может оцениваться как объект лицензирования, и его использование без надлежащего разрешения будет рассматриваться как нарушение исключительных прав. Следовательно, цена такого товарного знака может быть определена через размер компенсации за нарушение прав в отношении правообладания им. При оценке товарного знака под объектом оценки подразумеваются уже права на него (или «исключительное право на использование товарного знака»).
Прежде чем приступить к оценке товарного знака, Заказчику необходимо определить, что именно он хочет оценить. Дело в том, что существует некоторая путаница при употреблении терминов «товарный знак», «знак обслуживания», «торговая марка», «бренд», «фирменное наименование», «наименование места происхождения товара».
Товарный знак – обозначение, помещаемое на товаре (или упаковке) промышленными и торговыми предприятиями для индивидуализации товара и его производителя (продавца).
Товарные знаки могут быть словесными (сочетание отдельных букв, цифр, фамилия), изобразительными (рисунки, графические символы, сочетания цветов), объёмными (форма изделий или упаковки) и т.д. Товарный знак - один из объектов промышленной собственности, который выполняет функции гарантии качества товара и его рекламы.
Важнейшими характеристиками, влияющими на оценку товарного знака, являются его распространенность, узнаваемость и доверие потребителя, которым пользуются товары или услуги, продаваемые под этой маркой. Эти характеристики определяют объем реализации продукции, прибыль компании и стоимость товарного знака. Стоимость известного товарного знака может превосходить стоимость всех материальных активов компании. Финансовые показатели, которые характеризуют объемы продаж, прибыль, расходы по обслуживанию и поддержанию товарного знака, возможные перспективы увеличения продаж и расширения рынка определяют текущую стоимость оцениваемого товарного знака.
Оценка товарной марки компании подразумевает под собой прежде всего оценку исключительного права на торговую марку, возникающего у владельца после регистрации в Патентном ведомстве и последующем отражении в бухгалтерском учете предприятия. Торговая марка (англ. trade mark) – зарубежный аналог российского «товарного знака», его особенности, как правило, регулируются национальными законодательствами отдельных стран.
Под товарным знаком понимается отличительное обозначение, идентифицирующее определенные товары или услуги, производимые или предоставляемые конкретным лицом или предприятием. Происхождение товарного знака восходит к далекому прошлому, когда ремесленники воспроизводили свои подписи или «знаки» на созданных ими художественных либо утилитарных изделиях. С течением времени эти знаки постепенно оформились в современную систему охраны и регистрации товарных знаков. Система помогает потребителям идентифицировать и приобретать изделия или услуги, происхождение и качество которых, удостоверенные отличительным товарным знаком, наилучшим образом отвечают их потребностям.
При успешном ведении бизнеса, зарегистрированный Вами товарный знак становится основным нематериальным активом предприятия. Стоимость товарного знака может значительно превосходить стоимость других активов. Знак может быть оценен, поставлен на баланс предприятия, использован в качестве обеспечения кредита. Владелец зарегистрированного знака имеет право выдать разрешение (лицензию) на производство продукции под ним, либо, наоборот, запретить использование знаков схожих с зарегистрированным.
В Государственном Департаменте интеллектуальной собственности зарегистрировано 346 патентных поверенных. Некоторые из них имеют практику в области охраны прав на знаки для товаров и услуг, умеют подавать заявки. Результатом нашей работы является не подача заявки и получение свидетельства, а такая регистрация товарного знака, которая не позволит реализоваться намерениям недобросовестных предпринимателей, зарегистрировав нечто подобное, схожее с Вашим знаком, использовать репутацию Вашего бренда. Мы знаем, как заставить записать в статью «убытки» расходы на «регистрацию» таких знаков и выпуск продукции под ними, оценить ущерб, нанесенный Вашим интересам, и как заставить его возместить. Мы так же будем сопровождать и защищать регистрации Ваших знаков, когда Вы начнете экспортировать свою продукцию (услуги) на рынки других стран.
Проведение информационного поиска на наличие предыдущих прав
По результатам поиска оцениваем возможность регистрации и принимаем решение об оплате сбора за подачу заявки и услуг патентного поверенного, или принимаем решение об исключении из знака элементов, нарушающих права других лиц, или принимаем решение об отказе от регистрации обозначения, права на которое уже принадлежат другому лицу.
По мере продвижения на рынке стоимость товарного знака неуклонно растет, и он становится важным элементом имущественного комплекса предприятия. Рыночная стоимость товарного знака может значительно превысить стоимость производственных и материальных ресурсов предприятия. В этой связи оценка товарного знака играет все более важную роль.
Оценка бренда
Бренд – образ марки товара или услуги в сознании покупателя, выделяющий его в ряду конкурирующих марок. Сегодня понятие бренда активно используется менеджерами, PR, и т.д. Оно существенно шире, чем товарный знак, так как по сути бренд – это товарный знак плюс заработанная им репутация.
Брэнд - западное понятие, активно используемое сегодня российскими журналистами и менеджерами. Оно существенно шире, чем товарный знак. Если под товарным знаком понимается обозначение товара, зарегистрированное государственным органом, то брэнд - это тот образ, который возникает в сознании потребителя при виде товарного знака. Брэнд чаще всего подразумевает известную марку, которая ассоциируется в сознании потребителя с конкретными товарами или услугами. То есть брэнд - это товарный знак плюс заработанная им репутация.
Фирменное наименование - наименование коммерческой организации, которое фиксируется в учредительных документах. При этом юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано, имеет исключительное право его использования. Таким образом, компания может иметь только одно фирменное наименование и сколько угодно товарных знаков.