Многим известно, что узаконивание самовольного строительства – это
достаточно сложная процедура. И даже принятие нормативных актов не
сделало ее проще, как нас уверяли. UBR.UA решил разобраться – каков
алгоритм действий, когда вы решили исправить ситуацию с собственной
новой дачей или просто пристройкой к дому.
Процедура узаконивания (выдачи
документов) на уже существующий объект – это фактически алгоритм
действий, предусматривающий получение документов на незаконно
построенный объект, и поэтому такая процедура может зависеть от многих
нюансов, однако можно выделить самые необходимые действия.
Отметим, что в соответствии со ст. 376
Гражданского кодекса Украины лицо, построившее объект без разрешения, не
имеет права собственности на него. И фактически право собственности на
такой объект не имеет никто.
Процедура - суд: два пути
Адвокат юридического агентства
"Шевчук и партнеры" Владимир Малюга объясняет, что процедура
узаконивания может осуществляться либо через суд в порядке статьи 376
Гражданского кодекса Украины или через районную администрацию.
При этом, самым распространенным
случаем необходимости узаконивания построения является случай, в котором
лицо, получившее земельный участок в установленном законом порядке, не
согласовав строительство, построило объект, не зарегистрировав избранный
правовой титул использования земли в порядке, предусмотренном Законом
Украины "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их
ограничений "от 1 июля 2004 года, а также не определило границ
земельного участка на местности. Кроме этого, помните, что для
осуществления законного строительства объекта необходимо получить в
Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля
разрешение на застройку объекта градостроительства и выполнение
строительных работ.
Судебное решение о признании права
собственности на самовольно построенный (т.е. незаконный и бесхозный)
объект является правоустанавливающим документом, на основании которого
будет осуществляться государственная регистрация недвижимого имущества, и
только после этого застройщик приобретет право собственности на него.
Как показывает судебная практика, суд с учетом обстоятельств дела чаще
принимает решение о признании права собственности на объект
недвижимости.
Однако эксперт отмечает, что
практика содержит случаи, когда судебное решение о признании права
собственности на самострои не дает права его владельцу на эксплуатацию
этого объекта без принятия его в эксплуатацию в установленном законом
порядке. Но если на судебное заседание лицо, осуществившее самовольное
строительство, предоставит справки районного отдела архитектуры,
пожарной службы, районной санитарно-эпидемиологической станции о том,
что самовольно построенный объект соответствует государственным
строительным и санитарным нормам и правилам, то судебным решением
параллельно с признанием права собственности заявителя на самовольно
построенный объект будет признано и соответствие последнего
государственным строительным и санитарным нормам, т.е. необходимости
вводить объект в эксплуатацию не будет.
Для узаконивания самовольного
строительства через районную администрацию, застройщик в исполнительный
орган городского совета подает такие документы:
1) заявление нарушителя на имя главы администрации с ходатайством о согласовании самовольного строительства;
2) акт обследования, составленный
эксплуатационной организацией копия постановления (постановлений) по
делу (делам) об административном правонарушении и копии документов об
уплате штрафа;
3) документ, удостоверяющий право собственности на основной объект, сооружение, имущество;
4) документ на право пользования
земельным участком (государственный акт на право собственности на
земельный участок, на право постоянного пользования земельным участком
или договор аренды земельного участка).
Последствие - штраф
Как известно, дела о правонарушениях
рассматриваются соответствующей инспекцией ГАСК на основе составленного
протокола. Вместе с протоколом составляется и предписание об устранении
допущенных нарушений.
Штраф подлежит уплате предприятием в
пятнадцатидневный срок со дня его наложения, в размере определенном
ст.1 Закона Украины "Об ответственности предприятий, их объединений,
учреждений и организаций за правонарушения в сфере градостроительства"
от 14.10.1994 г. № 208 / 94-ВР. Размер выплаты зависит от категории
сложности постройки и может достигать сорока пяти минимальных зарплат.
В отделении инспекции
государственного архитектурно-строительного контроля и в отделе местного
органа земельных ресурсов необходимо будет получить постановление о
взыскании штрафов за нарушение законодательства и оплатить эти штрафы,
после чего районная администрация сможет выдать разрешение на
осуществление строительных работ.
После этого владельцу дома следует
обратиться с заявлением о назначении государственной технической
комиссии для приема возведенного здания и вынесения решения о готовности
ее к эксплуатации. Алгоритм дальнейших действий предусмотрен "Порядком
принятия в эксплуатацию индивидуальных (усадебных) жилых домов, садовых,
дачных домов, хозяйственных (приусадебных) зданий и сооружений,
пристроек к ним, общественных зданий и зданий и сооружений
сельскохозяйственного назначения I и II категорий сложности, построенных
без разрешения на выполнение строительных работ, и проведения
технического обследования их строительных конструкций и инженерных сетей
", утвержденного Приказом Министерства регионального развития,
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины 19.03.2013 под №
95.
Для этого через инспекцию
государственного архитектурно-строительного контроля ему необходимо
будет подать заявление в районную администрацию. Решение о назначении
технической комиссии должно быть вынесено в течение семи дней с момента
подачи заявления, а работа комиссии должна завершиться в течение десяти
дней. Акт государственной приемной комиссии владелец дома получает в
райисполкоме, после чего на основании этого акта в соответствующем
отделении Государственной регистрационной службы можно будет получить
новые правоустанавливающие документы.
Адвокат подчеркивает, что практика
демонстрирует ситуацию, в которой до получения новых
правоустанавливающих документов застройщик чаще всего может ждать более
года, а стоимость такого узаконивания составлять около двух третей
стоимости работ, проводимых при самопроизвольного строительстве.
Итог - разрешение
Владимир Малюга особо отмечает, что
начинать узаконивание объекта нужно либо перед началом строительства,
либо уже после его завершения, поскольку в случае если прописанная выше
процедура выполнена для незавершенного незаконного самостроя, все равно
надо получить разрешение на выполнение строительных работ для его
завершения, который выдает инспекция Государственного
архитектурно-строительного контроля.
Таким образом, стремитесь получить
разрешительные документы на строительство прежде, чем начнете
строительство, чтобы оно не оказалось для вас дорогим и проблематичным.
|