Для регистрации права собственности на квартиру или земельный участок
больше не нужно ходить в БТИ. Теперь факт купли-продажи недвижимости
можно заверить у нотариуса, который внесет информацию в специальный
госреестр
С 1 января 2013 года БТИ проводят лишь оценочные экспертизы и
непосредственно инвентаризацию в случае строительства нового дома или
серьезной перепланировки жилья.
Чиновники уверяют, что это упростило жизнь украинцев, которым больше не
нужно выстаивать километровые очереди и платить за выписки. Однако
юристы полагают, что полноценно новая система сможет заработать только
через несколько месяцев.
Инвентарный план
О том, что эра БТИ уходит в прошлое, было известно еще в декабре. За
последний месяц работы бюро обслужили такое количество людей и собрали
такой объем "подношений" за срочность, каких не случалось даже во время
докризисного ажиотажного спроса на жилье. По словам очевидцев, суммы
взяток за обычные выписки из реестра исчислялись сотнями долларов.
Неофициальные платежи за переоформление прав собственности нередко
достигали нескольких тысяч условных единиц. Люди стояли в очередях
сутками и несли огромные суммы, понимая что впереди многих ждет
неопределенность. С нового года в силу вступил закон, лишивший БТИ
практически всех "хлебных полномочий", и сейчас там занимаются лишь
технической инвентаризацией новых и перестроенных объектов недвижимости.
Таким образом, ходить в бюро теперь придется нечасто.
Регистрацию и перерегистрацию прав собственности на жилье или земельный
участок отныне проводят государственные регистраторы и частные
нотариусы. При этом у них по закону тоже есть свое разделение труда. По
словам старшего юриста компании Salans Анжелики Штукатуровой, полномочия
разграничены следующим образом. Новыми объектами недвижимости, которые
только вводятся в эксплуатацию, занимаются госрегистраторы.
То есть при покупке квартиры в новострое за удостоверением права
собственности придется идти именно к ним. Зато при перепродаже этой или
любой другой квартиры, дома, усадьбы, земли (сделки на вторичном рынке
недвижимости) продавцу и покупателю достаточно зайти лишь в нотариальную
контору, которых сейчас несметное множество. Параллельно с проведением
сделки нотариус обязан оформить переход права собственности и внести
необходимые изменения в Единый государственный реестр.
"Упрощенная система государственной регистрации прав на недвижимость
работает по принципу "единого окна". Это значит, что печально известные
очереди в БТИ и всяческие конторы, которые зарабатывали на выдаче
справок, отойдут в прошлое", — подчеркивает премьер-министр Николай
Азаров. Эксперты согласны с таким преимуществом, но называют один
серьезный, хоть и незаметный на первый взгляд нюанс.
"После нового года полномочия нотариусов значительно расширились, и на
вторичном рынке они будут играть очень важную роль, — констатирует
Штукатурова. — Поэтому возникает вопрос ответственности нотариусов. По
закону, их работа предусматривает обязательное страхование, но сумма
страховки, если нотариус допустит ошибку, несоизмерима с ценой даже
однокомнатной квартиры в столице. Это вызывает некие опасения, поэтому к
выбору нотариуса нужно будет отнестись с большой ответственностью".
С чистого листа
Ошибиться нотариус может не по собственной воле. А просто допустить
техническую ошибку из-за того, что работать придется с новым реестром.
Дело в том, что он по сути — компиляция двух привычных нам реестров:
прав на недвижимое имущество и прав на земельные участки. В идеале они
должны были быть автоматически перенесены в новый реестр до конца
прошлого года. Но реально этого не произошло, поэтому база до сих пор
наполовину пуста. Нотариусы сами говорят, что она не содержит и десятой
доли всей необходимой информации. "Учитывая, что реестр на сегодняшний
день не заполнен, возникает вопрос: откуда черпать информацию о
зарегистрированных правах собственности? Нотариусов ставят в условия,
при которых проведя регистрацию, мы рискуем оказаться привлеченными к
ответственности", — возмущается нотариус Киевского нотариального округа
Людмила Голой.
По мнению Штукатуровой, люди вполне могут стать жертвами квартирных
мошенников. Например, если при наложении баз данных чье-то право
собственности по ошибке не было занесено в единый реестр. Знающий
человек может этим злоупотребить, условно говоря, вписав в пустое место
свою фамилию. Поэтому глава Союза специалистов по недвижимости Украины
Александр Рубанов советует всем без исключения владельцам недвижимости
перепроверить свои права собственности в новой базе. Сделать это
достаточно просто — нужно обратиться к госрегистратору (адреса отделений
во всех областях Украины можно найти на сайте Государственной
регистрационной службы) с документом, который подтверждает право
собственности на квартиру или дом. Если эта информация не отображается в
Едином госреестре, "перерегистрировать" право собственности должны
абсолютно бесплатно.
Несмотря на такие сложности и нестыковки при запуске новой системы,
чиновники уверяют, что она работает в "нормальном режиме". По словам
председателя Государственной регистрационной службы Леонида Ефименко,
все регистрационные службы на начало января укомплектованы персоналом на
90%, рабочие места обеспечены нужной техникой и подключены к Единому
государственному реестру вещных прав. Более того, по новой системе уже
выдано первое свидетельство — его обладателем без особых проволочек
стала жительница Севастополя. Так что не исключено, что при слаженной
работе всех ответственных ведомств страшные прогнозы экспертов не
оправдаются. К примеру, в Украине уже заработали "горячие линии" для
консультации граждан по вопросам регистрации недвижимости. Список
телефонов для каждого региона страны есть на сайте Министерства юстиции.
Хотя "Известиям в Украине" еще ни разу не удалось дозвониться по этим
номерам.
Документы, необходимые для регистрации права собственности:
1. Заявка установленной формы, бланк которой можно скачать прямо с сайта Государственной регистрационной службы.
2. Копия паспорта и идентификационного налогового номера.
3. Квитанция об оплате госпошлины, которая составит семь необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, или 119 грн.
5. Квитанция об оплате за выписку из Госреестра прав, хотя до сих пор этот тариф не установлен.
6. Документ, подтверждающий возникновение права собственности на имущество, например, договор купли-продажи, обмена или дарения.
После подачи заявки человеку выдают карточку приема, в которой указано
время, дата подачи заявки, ее номер и перечень документов, которые подал
заявитель. Максимальный срок регистрации, установленный законом — 14
рабочих дней.
Когда и кому придется идти в БТИ
Минрегиострой утвердил специальный приказ, в котором четко обозначены следующие случаи:
• перед принятием в эксплуатацию объектов, на которых завершено строительство, проведена реконструкция или капитальный ремонт;
• перед проведением госрегистрации права собственности на объект незавершенного строительства;
• перед проведением госрегистрации права собственности на объект
недвижимого имущества, который образовался в результате разделения,
объединения разных объектов недвижимости или выделения части из такого
объекта.
Во всех остальных случаях техническая инвентаризация не обязательна и проводится только по желанию.
|