Эксперты и бизнесмены были до последнего уверены, что правки будут косметическими и не
изменят значительно положения кодекса. Однако по факту оказалось, что по инициативе главы
государства фискальная реформа обрела новое лицо.
«Те правки, которые внес
президент, уже можно считать победой. Нам оставили упрощенную систему налогообложения
и администрирование — все то, что существовало до принятия Налогового кодекса. Только
один пункт возвращения прежней системы упрощенного налогообложения тянет на 80% всех
требований, которые мы выдвигали», — отметил «ДЕЛУ» координатор акции протеста против
Налогового кодекса Владимир Дорош.
При этом среди предпринимателей остались недовольные развитием событий. «Мы требовали
полного вето, а не внесений частичных правок. В правках оставили норму о едином налоге
для малого бизнеса — это можно расценить как брошенную кость. При этом средний бизнес
остается под ударом. Таким образом власть разделяет протестующих предпринимателей. В
результате средний бизнес оставили в качестве «дойной коровы», — резюмирует Юрий
Еременко, представитель центрального штаба спасения украинского предпринимательства.
К тому же победа малого бизнеса может дорого обойтись стране и бюджету в целом. По
неофициальным данным, МВФ уже выразил недовольство уступками со стороны украинских
властей. Напомним, что «правильный» налоговый кодекс и построенный на его основе
бюджет-2011 был условием для получения очередного транша в $1,6 млрд.
Все это будет вынуждать власть искать дополнительные источники наполнения бюджета.
Всего за двое суток по инициативе президента перечень правок к Налоговому кодексу был
согласован и отправлен в парламент. При этом вчера многие депутаты даже не представляли,
что голосование состоится. «Как, уже приняли? На завтра же было назначено! — удивился
оппозиционер Олег Ляшко. — У нас всегда все так делается. Никого не поставили в
известность, не рассмотрели правки, взяли, проголосовали и все». Члены правящего
большинства не отрицают, что все происходило весьма спонтанно. «Представителей Партии
регионов вчера спешно призвали в Киев для голосования», — говорит Олег Царев,
народный депутат, член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной
политики.
«Фактически мы вернулись к старой системе налогообложения. Я могу отметить самые
важные пункты: президент своими правками ограничил права налоговых органов, также учтены
права предпринимателей в судах. Когда мы вносили свои правки в Налоговый кодекс,
правительство стояло намертво, а вот предпринимателям удалось добиться своего», —
подытожила вчерашние события Екатерина Ващук, секретарь парламентского комитета по
вопросам налоговой и таможенной политики.
Михаил Бродский, один из основных лоббистов Налогового кодекса, несколько дней назад в
своем блоге отреагировал на президентское вето следующим образом: «Начальник всегда прав.
Если начальник неправ, смотри пункт №1».
Не получив в результате увеличения поступлений от малого бизнеса, чиновники решили
компенсировать их за счет других источников. «К сожалению, не было учтено ни одной
правки, которые специально готовились к вето от аграрного бизнеса», — говорит Катерина
Ващук. По ее словам, были проигнорированы просьбы аграрного лобби о сохранении налога на
добавленную стоимость при операциях с экспортом зерна, а также системы поддержки
животноводства. Аграрные лоббисты оценивают ущерб для АПК от внедрения нормы
об отмене НДС при операциях с зерном в 10-12 млрд. грн. в год, которых не досчитаются
товаропроизводители.
Кстати, не все так хорошо и для малого бизнеса. Дело в том, что в валовые расходы
плательщика налога на прибыль не будут включаться расходы по приобретению товаров или
услуг у «упрощенцев». Это фактически изолирует малый бизнес (на едином налоге) от
среднего и крупного. Кроме того, предприниматели будут уплачивать взносы в Пенсионный
фонд и Фонд социального страхования.
Предприниматели, которые остались недовольны новым вариантом кодекса, обещают уже в
понедельник снова выйти на Майдан. Они требуют выполнения своих требований.
Во-первых, наложить не частичное, а полное вето на Налоговый кодекс. Во-вторых, отправить
в отставку все правительство. В-третьих, провести парламентские выборы в 2011 году. И
снять с рассмотрения Трудовой кодекс.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРАВКИ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
Норма |
Налоговый кодекс |
Правка от президента Украины |
Единый
налог
|
Правила упрощенной системы налогообложения
|
Для юрлиц система упрощенного налогообложения отменяется.
Для физлиц устанавливаются такие ограничения:
- при условии использования кассового аппарата с годовым оборотом до 600 тыс.
грн.
- без кассового аппарата с годовым оборотом до 300 тыс. грн.
- не более 4 нанятых сотрудников (для ресторанов – до 8).
Плательщиком единого налога не могут быть лица, занимаются определенными видами
деятельности.
|
С 1 января 2011 до внесения изменений в раздел XIV Налогового кодекса оставить
предпринимателей физлиц (оборот до 500 тыс. грн., не более 10 нанятых сотрудников) и
юрлиц (оборот до 1 млн. грн., до 50 сотрудников) на прежней системе
налогообложения.
Плательщики единого налога не являются плательщиками следующих налогов и
сборов:
- налог на прибыль и НДС, кроме юрлиц с 6%-й ставкой;
- налог на доходы физлиц;
- земельный налог (кроме участков не для ведения бизнеса);
- плата за пользование недрами, сборы за специальное использование воды и лесных
ресурсов;
- сбор за осуществление определенных видов предпринимательской деятельности.
|
Налог на
прибыль
|
Включение в расходы плательщика налога на прибыль расходов по приобретению услуг по
консалтингу, маркетингу, рекламе у нерезидента
|
Не разрешено
|
Ограничение на отнесение таких расходов на валовые затраты – до 4% выручки
|
Включение в расходы в расходы платежей в пользу нерезидентов в виде роялти
|
Ограничение – до 4% выручки
|
Ограничение – до 4% выручки. Не применяется для авторских прав на кинофильмы
иностранного производства, музыкальные, литературные произведения.
|
Администрирование
налогов
|
Основания для налоговых проверок
|
Для проведения фактической проверки может использоваться любая информация
|
Основанием для фактической проверки может быть информация, обнародованная в
соответствии с законодательством или добровольно или по запросу предоставлена органом
налоговой службы в установленном законом порядке.
Исключены основания для проверок, которые нечетко сформулированы.
|
Кто доказывает свою правоту в случае административного обжалования
налогоплательщиком решений налогового органа о налоговых начислениях?
|
Налогоплательщик. При этом он должен уплатить начисленную контролирующим органом
сумму налогового обязательства
|
|
Нужен ли приказ руководителя контролирующего органа для проведения документальных и
фактических проверок?
|
Кодекс разрешает их проведение без приказа руководителя. В тех случаях, когда
издание приказа предусмотрено, налогоплательщик лишен права получить его копию. Это
ограничивает его право на обжалования решения о проведении проверки
|
Издания приказа и предоставление налогоплательщику копии такого приказа являются
обязательными
|
|
До 96 часов
|
До 96 часов, однако в течение этого времени налоговая служба должна обосновать арест
в суде
|
|
Распространяется на имущество, балансовая стоимость которого может достигать
двукратного размера суммы налогового долга
|
Распространяется на имущество, балансовая стоимость которого соответствует сумме
налогового долга
|
Можно ли обвинить налогоплательщика в уклонении от уплаты налогов по результатам
проверки, если результаты проверки обжалуются ним в суде?
|
Да, в случае возбуждения уголовного дела налогоплательщик фактически будет лишен
возможности довести процедуру обжалования результатов проверки до конца и получить
судебное решение
|
Нельзя до окончательного решения суда. Исключения составляют случаи, если обвинение
базируется на доказательствах, собранных в соответствии с уголовно-процессуальным
кодексом.
Кроме того, любое криминальное дело в отношении налогоплательщика не может быть
основанием для прекращения или не рассмотрения его жалоб в судах
|
Обязанность налогоплательщика при проверке давать объяснения по вопросам
налогообложения
|
Предусмотрена в любом случае
|
Может отказаться давать объяснения в отношении себя, членов семьи или близких
родственников |
|