Как известно, 17 мая 2012 года, во втором чтении и в целом Верховная
Рада Украины приняла законопроект № 9712 «О морских портах Украины»
(далее – «Закон о портах»). 8 июня 2012 года Президент Украины подписал
Закон, а 13 июня 2012 года документ был официально опубликован. Большая
часть положений Закона вступит в силу с 14 июня 2013 года, однако
отдельные нормы вступают в силу со дня опубликования (т.е. с 13 июня
2012 года).
К числу положений, вступивших в законную силу, относятся поручения
Кабинету Министров Украины, направленные на реализацию положений Закона.
Согласно Заключительным положениям, до 14 сентября 2012 года Кабмин
должен разработать и внести в Парламент проект закона об искусственных
земельных участках, а к 14 апреля 2013 года – завершить реорганизацию
морских портов. Реорганизация портов вызывает много вопросов, на
некоторые из которых мы постараемся ответить в рамках этой статьи.
Присоединение vs. слияние? Обсуждаем способ реорганизации
Закон о портах ничего не упоминает о способе реорганизации.
Традиционно под реорганизацией понимают полную или частичную замену
владельцев (собственников) корпоративных прав предприятия, изменение
организационно-правовой формы, ликвидацию отдельных структурных
подразделений или создание на базе одного предприятия нескольких,
следствием чего является передача или прием его имущества, средств,
права и обязанностей правопреемником. Напомним, что законодательство
Украины предусматривает пять способов реорганизации: слияние,
присоединение, разделение, преобразование и выделение. Применительно к
реорганизации портов следует рассматривать только первые два способа
(слияние и присоединение).
Под слиянием традиционно понимают прекращение деятельности двух или
более предприятий (юридических лиц) и передачу принадлежащих им
имущественных прав и обязанностей правопреемнику, который создается в
результате слияние. Бухгалтерские балансы таких предприятий
консолидируются, а капиталы – объединяются. Учитывая, что в Украине
насчитывается 18 морских портов,
обладающих статусом государственных предприятий, в случае их
реорганизации путем слияния в один день все они должны будут прекратить
свое существование и передать свои активы и пассивы правопреемнику. На
наш взгляд, в существующих реалиях использовать слияние как форму
реорганизации портов не представляется возможным.
Под присоединением понимают прекращение деятельности одного
предприятия как юридического лица и передачу принадлежащих ему
имущественных прав и обязанностей другому предприятию (правопреемнику).
По аналогии со слиянием, бухгалтерские балансы таких предприятий
консолидируются, а капиталы – объединяются. Применительно к морским
портам присоединение представляется более удачным способом, т.к.
Министерство инфраструктуры может заранее создать Государственное
предприятие «Администрация морских портов Украины», а впоследствии –
присоединить к нему другие госпредприятия – морские порты. Кроме того, в
отличие от слияния, присоединение позволит Мининфраструктуры, при
необходимости, «балансировать во времени», т.е. присоединять порты к
Администрации по мере готовности, чего нельзя ожидать в случае со
слиянием.
Вопрос о способе реорганизации портов был предметом обсуждения
Рабочей группы по внедрению положений Закона о портах, которая работала в
Одесском порту
на протяжении июня-августа 2012 г. По итогам обмена мнениями члены
Рабочей группы пришли к однозначному выводу о том, что присоединение
является оптимальной формой реорганизации морских портов в Администрацию
морских портов Украины. Острую дискуссию вызвал вопрос о судьбе
имущества морских портов, который должен быть решен в процессе
реорганизации.
Что и кому передаем?
По логике Закона, ГП «Администрация морских портов Украины» не будет
заниматься хозяйственной (коммерческой) деятельностью (в частности,
перевалкой грузов). Администрация будет содержать и использовать объекты
портовой инфраструктуры государственной собственности (в первую очередь
– гидротехнических сооружений) для выполнения возложенных на нее
функций. Напомним, что к функциям Администрации отнесены оказание услуг
судам во время их захода в порт, маневрирования и стоянки, организация и
обеспечения безопасности мореплавания, организация и координация
аварийно-спасательных работ, а также работ по подъему имущества,
затонувшего в акватории порта, оказание помощи потерпевшим, координация
своей деятельности с деятельностью службы капитана порта, лоцманской
службы, владельцев морских терминалов и портовых операторов в случае
возникновения аварий и других чрезвычайных ситуаций, поддержание
объявленных глубин и некоторые другие. Закон прямо предусматривает, что
Администрация взимает портовые сборы и контролирует их использование.
Что касается собственно стивидорных услуг (перевалки), то этой
деятельностью будут заниматься стивидорные компании (в Законе они
названы портовыми операторами), которые могут быть как частными, так и
государственными. В этой связи возникает вопрос о том, какое имущество
должно быть передано на баланс Администрации морских портов?
Дело в том, что сегодня на балансе портов находятся не только объекты
портовой инфраструктуры, которые позволяют обеспечивать безопасность
мореплавания (акватория, подходные каналы, причалы, волноломы и другие) и
выполнение погрузочно-разгрузочных работ (причалы, открытые складские
площадки, крытые склады,
портальные краны и мобильные погрузчики и т.д.), но и объекты, прямо не
связанные с обработкой грузов (например, объекты социальной сферы –
столовые, буфеты, медпункты, спортплощадки и базы отдыха).
Представляется вполне очевидным, что наибольший доход (в виде портовых
сборов) будут приносить объекты портовой инфраструктуры стратегического
значения (прежде всего – гидротехнические сооружения), в то время как
остальные объекты (например, складские площади, санитарно-бытовые
помещения) не смогут обеспечить высокую доходность для государства, не
говоря уже об объектах социальной сферы. Поэтому при решении
имущественных вопросов нужно проявлять повышенное внимание и учитывать
прогнозные расчеты доходной и расходной части будущих хозяйствующих
субъектов.
Напомним, что согласно Заключительным положениям Закона, Кабмину
поручено провести инвентаризацию имущества государственных предприятий –
морских портов, в результате которой должны быть утверждены перечни
стратегических объектов портовой инфраструктуры (для последующей
передачи в уставный фонд Администрации) и единые имущественные
комплексы, которые могут быть выделены в отдельные предприятия и
осуществлять полноценную хозяйственную деятельность. Кроме того,
отдельно обсуждается перечень объектов портовой инфраструктуры, которые
могут быть переданы в концессию, которые должен утвердить Кабмин.
Инвентаризация должна быть завершена до 14 апреля 2013 года.
Выводы
Само по себе изменение концепции понятия «порт» с субъекта
правоотношений (порт – отдельное госпредприятие и участник
правоотношений) на объект (порт = территория + акватория) является шагом
вперед в реформировании портовой отрасли. Стремление законодателя
объединить морские порты в одно предприятие, разделив при этом
административные (контроль и надзор за обеспечением безопасности
мореплавания) и хозяйственные (коммерческие) функции (выполнение
погрузочно-разгрузочных работ, хранение грузов и т.д.) также заслуживает
поддержки. В то же время, в процессе реорганизации важно обеспечить
сохранение стратегических объектов портовой инфраструктуры в
государственной собственности и выстроить эффективную модель
взаимодействия Администрации морских портов с частными инвесторами
(стивидорными компаниями). В этом вопросе государству призвана помочь
концессия как приоритетный инструмент привлечения инвестиций в портовую
отрасль.
Источник: http://transportinform.com/ports/205-chto-ozhidaet-porty.html |