За квартиру, машину и ювелирное изделие можно попасть в "черный список" Теперь,
ради собственного спокойствия, не стоит покупать квартиру дороже, чем
400 000 гривен. Стоимость авто или ювелирных украшений, которые
планируете купить, тоже, от греха подальше, следует ограничить суммой в
150 тысяч. Иначе – со спокойной жизнью следует попрощаться. Согласно
новым нормам закона, нотариусы, адвокаты, юристы, бухгалтеры, торговцы
драгоценностями, аудиторы, организаторы лотерей, риэлторы и другие
субъекты первичного финмониторинга будут вынуждены докладывать в
Государственный комитет финансового мониторинга. Субъекты первичного финансового мониторинга: Специальные (новые): - адвокаты, нотариусы - риэлторы - аудиторы, бухгалтеры - юристы - предприниматели, которые провели финансовую операцию, сумма которой превышает 150 000 грн (часть 1 ст. 15 закона). - продавцы драгметаллов за наличные - организаторы лотереи Неспециальные (старые): - банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды - платежные организации, члены платежных систем, клиринговые учреждения - товарные и фондовые биржи - профессиональные участники рынка ценных бумаг - компании по управлению активами - операторы почтовой связи, другие учреждения, которые проводят финансовые операции по переводу средств Все
субъекты перечисленные высше должны, в случае превышения лимита
операции, соощить об этом Государственному комитету финансового
мониторинга, а тот начинает проверять, откуда такие деньги у рядовых
граждан! Станислав Аржевитин автор
законопроекта: "После того как Комитет по финансовому мониторинга
убедился, что эта операция имеет признак отмывания грязных денег, или
терроризма, формируется криминальное дело, которое передается
соответствующим органам. А те, в свою очередь, продолжают проверку, и
если подтверждается факт нарушения законодательства, передают дело в
суд. Таких операций или сообщений поступает сейчас несколько миллионов,
а теперь, наверняка, увеличится в два - три раза, так как увеличился
перечень организаций, которые будут сообщать о своих клиентах". Согласно ст. 15 закона, финансовому мониторингу подлежит такая информация: •
переводы денежных средств на анонимные (номерные) счета за границу и
поступление денежных средств из анонимного (номерного) счета из-за
границы; • покупка-продажа дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные; •
предоставление или получение кредита (ссуды), в том числе от
предприятий, местонахождение которых, относится к, так называемым,
неблагонадежным; • зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом того же или следующего операционного дня другому лицу; • перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора; • обмен банкнот на банкноты другого номинала; • проведение финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонируемыми в депозитарных учреждениях; • проведение финансовых операций с векселями с бланочным индоссаментом или индоссаментом на предъявителя; • осуществление расчетов в наличной форме; • проведение финансовых операций, форма расчетов которых не определена; • получение (уплата, перевод) страхового платежа и проведение страховой выплаты или страхового возмещения; • выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, внесение другим способом платы за право участия в азартной игре; •
осуществление расчетов по внешнеэкономическим контрактом, которые не
предусматривают фактического пересечения таможенной территории Украины
товаров, работ и услуг. Парламентарии уверены - закон двух зайцев убивает Автор
законопроекта уверен - после многочисленных проверок количество
миллионов людей, которые будут заявлены вначале - на порядок
уменьшится. И до суда будут доходить совсем единицы. Таким образом,
парламентарии убеждены: этот документ наведет порядок в государстве и,
тем самым, защитит страну от санкций FATF - международной организации
по борьбе с финансовыми злоупотреблениями. Стоит
отметить, что депутаты уже не раз рассматривали возможность ввести
данную норму на протяжении пяти лет. Но что-то все-таки было опаской
для нардепов в этом законе. Причиной для подобной уступчивости стала
угроза снова попасть в черный список FATF. Повод для беспокойства
значительный: иностранная организация в марте 2010 года включила
Украину в список стран, которые имеют недостатки в борьбе с отмыванием
преступных доходов и финансированием терроризма. В
2002 году Международная организация по борьбе с финансовыми
злоупотреблениями даже рекомендовала применить против Украины санкции,
которые заключались в том, чтобы заставить, зарегистрированных в нашей
стране юридических лиц, предоставлять информацию о своих собственниках
перед заключением любых сделок. Помимо этого, все транзакции
автоматически считались подозрительными, поэтому предлагалось усилить
механизм отчетности по финансовым операциям. Предлагалось также
ужесточиьб контроль при регистрации филиалов украинских банков на
территории стран, которые входят в группу FATF. Станислав
Аржевитин автор законопроекту: "Этот закон написан и принят для того,
что бы бороться с теневой экономикой. Не загоняя клиентов, в теневую
экономику, и наоборот. И нужно помнить, что этот закон не
распространяется в случаях, когда клиент оптимизирует свои налоги. На
эти финансовые операции этот закон не распространяется" Риэлторы против Первыми
отреагировали риэлторы. По их мнению, органы проверки получили широкое
поле для деятельности. Особенно это касается желающих приобрести
недвижимость в Киеве или городах-миллионниках. Ведь купить квартиру
дешевле, чем за 400 тыс. грн, которые заявленны в документе, не
реально. Например, в Днепропетровске средняя стоимость двухкомнатной
квартиры - 70 тысяч долларов. В Донецке за двухкомнатную придется
выложить 70-80 тысяч. В Киеве - не менее 100 тыс. долларов.
"Государственный комитет по финмониторингу нас включил в группу и мы
надеемся, что к нашему мнение прислушаются и уж, по крайней мере,
риэлторов из этого списка исключат. Потому что согласно этого закона,
еще до того, как совершилась сделка, риэлтор уже обязан
проинформировать соответствующий орган о том, что у клиента есть только
намерение купить жилье. А уж купит он или нет - это второй вопрос", -
прокомментировал UBR президент Союза специалистов по недвижимости
Украины Александр Рубанов. Автосалоны и ювелирные магазины – комментировать закон отказались Что
же касается других компаний, попавших в список закона, то получить их
комментарий относительно нового документа нам не удалось. Ни авто
салоны, ни ювелирные магазины, давать интервью не согласились. В свою
очередь нотариусы заявили - документ противоречит закону об адвокатуре
и нотариате, запрещающий им разглашать информацию о том или ином деле
клиента. "Поймать за руку" юриста или адвоката,
который "не доносит" на своего клиента, очень сложно. Все разговоры с
клиентом обычно проходят тет-а-тет. Да и, попробуй, докажи, что
предоставленная инфомация угрожает безопасности Украины" - говорит
Лолита Картовия, директор ОО" Всеукраинского союза рабочих торгвли и
услуг. Нардепы за закон проголосовали, но цифры не посчитали Удивило
и мнение народных депутатов. Еще совсем недавно парламентарии почти
единогласно проголосовали за документ, но только сейчас начали считать
цифры, которые утвердили. Кстати, у них также дебет с кредитом не
сходится. Алексанрд Стоян народный депутат:
"Если человек покупает за 50 000 долларов дом, во-первых, дом не купишь
- за пятьдесят тысяч. Квартиру и то вряд ли купишь, может,
однокомнатную. Наверное, если гражданин собрался купить неджвижимость,
было бы разумно, что бы этот человек подал декларацию своих доходов за
год. Хотя не исключается вариант, что человек, который покупает
квартиру, может и накапливать средства много лет. Либо может что-то
продать. А может, ему материальную помощь оказали родственники". Юристы
говорят: по новому закону Госфинмониторинг - до этого малоизвестный для
граждан орган - становится влиятельной структурой. Например,
организация может приостанавливать и арестовывать движение средств на
счете без решения суда. На том лишь основании, что сделка покажется
специалисту Госфинмониторинга подозрительной. Сейчас этого не могут
делать ни Прокуратура, ни милиция, ни Налоговая. Кроме того, информацию
по требованию органа должны предоставлять НБУ, Госкомиссия по ценным
бумагам и фондовому рынку и Госфинуслуг. Таким образом, финмониторинг
получает доступ ко всем операциям и их участникам. Риск, по словам
юристов, - новые полномочия этого органа могут использовать не по
прямому назначению. Лилия Вашатко
|