За последние несколько лет стараниями Департамента ресурсного
обеспечения форма ГАИ претерпела настолько много цветовых изменений,
что вконец запутались окончательно в том, как она должна выглядеть, и
водители, и даже сами милиционеры. А
там, где путаница, всегда возникает соблазн для мошенников. Например,
каждый раз при смене денег или вводе новой купюры активизируются
фальшивомонетчики, которые вводят "новые" купюры в оборот на день
раньше Нацбанка. Случай же ГАИ и вовсе особый. Дело в том, что водители
еще со времен Союза привыкли и к тому, что команда остановиться, данная
представителями этой организации, сразу приводит к потерям для
кошелька. Естественно, что работа на дорогах под видом Госавтоинспекции
в головах мошенников представляется золотой жилой — стоишь себе на
месте и гребешь деньги лопатой. Причем, если схитрить, можно даже
избежать ответственности за свои действия — стоять в форме сотрудника
ГАИ запрещено, а об одежде, похожей на форму сотрудников ГАИ (например,
можно обозвать ее формой украинского казачества), в законодательстве не
сказано. Особенно активны "казачки" в летний период и на
трассах, ведущих к морю, — по таким дорогам ездит к месту отдыха много
иностранцев, которые в многообразии формы отечественной ГАИ путаются
намного сильнее, чем украинские автолюбители, соответственно,
"развести" их на деньги проще простого. Понимая это две недели назад
руководство МВД приняло решение переодеть сотрудников ГАИ в стандартную
милицейскую форму светло-синего цвета, однако эксперимент "Сегодня",
проведенный прошлым летом, показал, что купить идентичный комплект
можно в любом "Военторге" всего за тысячу гривен. Мы выяснили, как
отличить настоящих гаишников от мошенников и как противостоять
"казачкам". КАК И ГДЕ РАБОТАЮТ ПСЕВДОЭКОЛОГИ Идея
переодеваться в форму, похожую на одежду инспекторов ГАИ, возникла у
различного рода мошенников еще в начале двухтысячных — первые сигналы о
том, что на дорогах орудуют бандиты в форме и жезлами начали появляться
в 2003-м году. Тогда преступники вели свой промысел на иностранных
дальнобойщиках, что чуть было не привело к международному скандалу.
Тогдашний глава ГП "Укравтотранс" (регуляторная структура Минтранса на
то время) Владимир Синько вспоминает, как был просто ошарашен
претензиями иностранных ассоциаций перевозчиков к тому, что украинские
гаишники штрафуют их водителей за нарушение эконорм.
Водители-международники жаловались, что на подъезде к Киеву их
останавливают люди в форме, замеряют непонятным прибором уровень газов
из выхлопной трубы и за несоответствие нормам требуют уплатить штраф и
даже выдают квитанцию о его уплате. В ходе разбирательства оказалось,
что работает таким образом официально зарегистрированная казаческая
организация. Их деятельность не запрещена, но штрафовать водителей они
не имеют права. Другими словами, водитель может не останавливаться и не
выполнять их требования, а уж тем более не обязан платить штраф. После
того, как угрозы ввести против Украины санкции прозвучали на дипуровне,
"экологов" быстро приструнили, но затихли они ненадолго. Уже
через год экопатрули начали появляться на трассах международного
значения, но переметнулись они с дальнобойщиков на водителей обычных
легковушек. "Отличить их от настоящих сотрудников ГАИ было очень сложно
— "казаки" стояли в форме черного цвета, очень похожей на форму
спецподразделения "Кобра", — вспоминает водитель Александр Коновалюк из
Луганска, — а не остановиться по команде "Кобры" означало остаться без
автомобиля прямо посреди дороги (забирать авто на штрафплощадку по
любому поводу — "фирменный" почерк "кобровцев"). С
ликвидацией "Кобры" мошенники сменили и форму — на трассах она начала
напоминать милицейскую, только с другими нашивками и темнее, а в южных
областях, где гаишников переодели в светлую форму, бандиты одевали
просто белые рубашки с погонами и синими брюками, а штрафовать начали
уже не только за экологию, но и за нарушение ПДД. "Меня так "кинули" на
100 грн. — "инспектор" просто не отдавал права, которые я по ошибке ему
передал", — жалуется автомобилист Андрей Слипченко из Херсона. В этом
году мошенники активизировались в Днепропетровской области — мы
направились туда "на разведку". В ПОИСКАХ МОШЕННИКОВ Проблема. Настоящие гаишники иногда напоминают мошенников В
Департаменте ГАИ МВД Украины нам рассказали, что наиболее активно
мошенники сейчас "трудятся" в Днепропетровской области — жалобы от
водителей поступают постоянно. Дело в том, что здесь есть все
предпосылки для работы мошенников — спрятать "патруль" можно в любом из
многочисленных сел, а "наловить" водителей можно сколько угодно (через
эту трассу круглые сутки проходит серьезный трафик). В 2009-м году
здесь за вымогательство был задержан белый "Ланос" с двумя мошенниками
в "почти милицейской" форме (отличия были лишь в шевронах и нагрудном
значке). Владея вышеперечисленной информацией, мы внимательно
присматривались ко всем экипажам ГАИ в этом регионе. И не зря. Через
несколько километров от Днепропетровска, в селе Партизанское, нас
остановил инспектор, напарник которого сидел в припаркованных у обочины
темно-синих "Жигулях". Гаишник вместо того, чтобы четко представиться,
неразборчиво промямлил свое имя и потребовал документы. Однако
удостоверение милиционера не показал, повторить свое имя отказался,
нагрудный знак был скрыт под светоотражающим жилетом. Другими словами,
поведение гаишников совпадает с ориентировками от УГАИ Украины
относительно мошенников. Но уже в Киеве нам удалось выяснить, что,
скорее всего, гаишники были настоящими, поскольку инспектор составил
реальный протокол, просто работал этот экипаж с нарушениями инструкций.
Департамент ГАИ МВД Украины сейчас по этому поводу проводит служебную
проверку. 9 ПРИМЕТ НАСТОЯЩЕГО ИНСПЕКТОРА Обращайте внимание на цвет мундира, шевроны и экипировку. Внешний вид инспектора 1.
Форма должна соответствовать сезону, быть чистой и только
установленного образца — летом это светло-синяя рубашка с коротким
рукавом и темно-синие брюки с красной полосой сбоку. Однако ночью может
быть одет в светоотражающий жилет, а во время дождя — спецнакидку
оранжевого либо голубого цвета. Мошенники: одеты обычно в темную форму, на рубашку надет китель, поверх него — темная короткая куртка 2. На рукаве с левой стороны — нашивка с общей информацией о силовой структуре: "Україна МВС". Мошенники: нашивки нет либо написана негосударственная структура, например, "Україна Козацтво". 3.
Шеврон справа указывает, в каком подразделении служит сотрудник —
"Дорожньо-патрульна служба" или "Державна автомобiльна iнспекцiя". Сам
шеврон должен быть пришит аккуратно (не должно быть видно ниток). Мошенники: часто пишут "ДАI. Добровiльна автомобiльна iнспекцiя". Шеврон пришит кое-как, торчат нитки. 4.
Все сотрудники ГАИ, в том числе ДПС, обязаны иметь при себе служебные
милицейские удостоверения, которые водители в случае их остановки имеют
право попросить инспектора предъявить. Мошенники: по
требованию не предъявляют никаких удостоверений, либо на удостоверении
написана принадлежность к какой-либо негосударственной структуре. 5.
В список оснащения сотрудника ГАИ должны входить нагрудный знак,
табельное оружие, жезл, спецсредства (например, газовый баллончик), а
также бланки, служебная сумка (либо планшет), линейка (рулетка),
свисток, карманный фонарик. Мошенники: всех этих предметов
либо нет, либо они имеют неустановленную форму, например, подозрение
должно возникнуть при виде барсетки вместо спецсумки. Транспортные средства 6.
Сотрудники ГАИ несут службу только на служебном транспорте с
соответствующей символикой ГАИ, государственные номерные знаки на
патрульных автомобилях должны быть на синем фоне. Вдоль бортов машины
должны быть желто-синие полосы, надпись "Державтоiнспекцiя" на капоте и
багажнике, плюс государственный герб на обоих передних дверях. Мошенники: "караулят" водителей на гражданских автомобилях Общение 7.
Сотрудник ГАИ требует лишь документы, предусмотренные ПДД: техпаспорт,
права и талон к ним, полис ГО, в предусмотренных случаях, доверенность,
путевой лист. Мошенник: требует паспорт транспортного средства "ПТС", талон экологического контроля, медицинскую справку. 8.
При выявлении нарушений работник ГАИ обязан составить административный
протокол. В таком случае либо выносится решение о штрафе на месте (при
этом инспектор выписывает постановление о штрафе, который необходимо
оплатить только в банковском учреждении, а не на месте сотруднику ГАИ).
Права может изъять лишь за управление транспортом в нетрезвом
состоянии, создание аварийной ситуации и ДТП. 9. Инспектор обязан перед началом общения четко назвать свое имя, должность и принадлежность к подразделению ГАИ. Мошенник: бормочет что-то непонятное, а на просьбу повторить имя говорит, что уже представлялся. ТРАНСПОРТ.
В Департаменте ГАИ МВД Украины нам объяснили, что работа сотрудников
Госавтоинспекции строго регламентирована приказом-инструкцией №111 от
27.03.2009. Согласно этому документу, инспектор должен нести службу
исключительно на установленном месте дислокации. Патрулирование может
быть как на патрульном автомобиле, так и пешим, однако нести службу на
личном автомобиле категорически запрещено. То есть, человек в форме,
похожей на милицейскую, выходящий из гражданского автомобиля (с
номерами на белом фоне), должен вызвать у водителя подозрение в том,
что это мошенник. ДИСЛОКАЦИЯ. Кроме того, до сих пор
действует довольно либеральное распоряжение МВД №466 от 21.05.2009, в
котором четко прописано, что контролировать скорость инспектора обязаны
лишь на расстоянии, не меньшем чем 1 км от начала населенного пункта
либо знака ограничения скорости — чтобы избежать случаев, когда прибор
фиксирует скорость до начала действия ограничения скорости (современные
радары "стреляют" на 800 м). Отметим, что радары свободно можно купить
в магазинах спецтехники (например, "Беркут" стоит 3,5 тыс. грн.,
"Визир" — 20 тыс. грн.) — только одно лишь наличие измерителя не
гарантирует подлинность инспектора, также упомянутое распоряжение
запрещает инспекторам прятаться за зелеными насаждениями либо объектами
сервиса — неверная дислокация должна вызвать вопросы. ОБЩЕНИЕ.
Инспектор ГАИ при остановке автомобиля обязан четко представиться,
назвать свое имя и по требованию водителя предъявить удостоверение
сотрудника милиции. Отказ в выполнении этого требования также может
свидетельствовать о том, что перед вами мошенник. Начальник
пресс-службы ГАИ МВД Украины Евгений Кравец говорит, что особое
подозрение должна вызвать остановка без причины в безлюдном месте и,
особенно, в темное время суток при плохом освещении. ДОКУМЕНТЫ.
Гаишники имеют право требовать предъявить лишь документы,
предусмотренные правилами дорожного движения Украины: права и талон к
ним, техпаспорт автомобиля, и, если владелец автомобиля — не вы, то еще
и документ на право управления — доверенность, временный талон, путевой
лист либо договор аренды. В ПДД также записано, что водитель обязан
иметь с собой еще и страховой полис и предъявить его по требованию
инспектора, однако, по словам юриста Алексея Святогора, согласно с ЗУ
"Про обязательное страхование гражданской ответственности", такая
обязанность возникает лишь при составлении протокола о нарушении
правил, при регистрации автомобиля, прохождении техосмотра и других
подобных действиях. Требование же предъявить просто так полис является
незаконным и может свидетельствовать о том, что перед вами мошенник,
который в случае отсутствия документа будет вымогать деньги. То же
самое относится и к требованию предъявить медсправку. ЕСЛИ ПЕРЕД ВАМИ БАНДИТ В
случае возникновения обоснованных подозрений о том, что остановивший
вас жезлом человек не является сотрудником милиции, водителю нужно
вести себя грамотно и ни в коем случае не вступать в открытый конфликт
с возможным мошенником. Учтите, что если это действительно преступник,
то он может быть опасен. Слава Богу, в Украине еще не было
зафиксировано случаев, когда "экологи" применяли к водителям какие-либо
меры физического воздействия, однако лучше не рисковать лишний раз и
следовать следующему алгоритму. 1. ОСТАВАЙТЕСЬ В САЛОНЕ Начальник
пресс-службы ГАИ МВД Украины Евгений Кравец рекомендует после полной
остановки автомобиля оставаться в салоне. "Ни один нормативный акт
выходить из авто водителя не обязывает, так что смело общайтесь с
"инспектором" через слегка приоткрытое стекло", — говорит эксперт.
Добавим, что двигатель при этом можно не глушить, а самому быть
наготове: ноги держать на педалях, чтобы в случае реальной опасности
для себя рвануть с места. 2. ТРЕБУЙТЕ ДОКУМЕНТЫ В
тот момент, когда "гаишник" подошел к авто, он должен представиться.
Г-н Кравец советует запомнить имя "патрульного", потребовать показать
служебное удостоверение и переписать данные из него (не предьявлять
удостоверение настоящий гаишник не имеет права — это будет грубым
нарушением). Присмотритесь к удостоверению внимательно и если есть
подозрение в подделке, постарайтесь сообщить об этом в милицию по
телефону 102. 3. ВЫЗЫВАЙТЕ МИЛИЦИЮ "Мы разослали
служебную телеграмму, и сегодня милиция ориентирована незамедлительно
реагировать на сигналы о встрече с мошенниками на дорогах", — говорит
Евгений Кравец. Если человек, которого вы приняли за мошенника,
окажется настоящим сотрудником милиции, но не показывал документов либо
грубо нарушал инструкции каким-либо другим образом, он будет привлечен
к дисциплинарной ответственности после проведения служебной проверки.
После звонка в милицию нужно оставаться до прибытия патруля на месте
либо неподалеку. Владислав Бовсуновский
|