По его словам, теперь, чтобы
заключить договор купли-продажи на дом или строение, необходимо будет в
договоре указать кадастровый номер участка. Однако порядок получения
этого номера, инструкции для нотариусов пока отсутствуют.
При
этом в законе определяется минимальная площадь участка, который
бесплатно передается во владение граждан в случае перехода права
собственности на дом. Площадь такого участка не может быть меньше, чем
максимальный размер надела для соответствующего целевого назначения,
определенный ст. 121 Земельного кодекса Украины. В частности, для домов
в селах отводится не менее 25 соток, в поселках – 15 соток, в городах и
для индивидуального дачного строительства – 10 соток.
Ю.ОСТАПЕНКО
подчеркнул, что главным новшеством закона является исключение из
процедуры оформления права собственности на земельный участок этапа
согласования с госорганами месторасположения (выбора) земельного
участка. Эта процедура не была законодательно урегулирована, в
частности, не были определены сроки рассмотрения заявлений на
согласование выбора участка земли. «Как показывает опыт, заявления
граждан и юридических лиц могли рассматриваться годами. Такое положение
дел подталкивало к решению вопроса землеотвода с использованием
коррупционных путей», - добавил юрист.
По
мнению адвоката, внесенные поправки в земельное законодательство
упростят процедуру до одного шага. Заинтересованное лицо подает
ходатайство о выделении участка в государственные органы по месту
нахождения участка (районные, сельские, областные рады). В течение
месяца они обязаны либо дать разрешение на разработку проекта
землеустройства касательно отведения земельного участка, либо отказать
в этом. Если разрешение получено, разработанный проект технической
документации на участок подается на рассмотрение комиссии, которая
будет специально создана при госорганах. Эта комиссия в течение трех
недель должна вынести свое решение по этому вопросу.
Еще
одним изменением является предоставление владельцу земельного участка
права самостоятельно определять целевое его использования в рамках
категории (за исключение земель сельскохозяйственного назначения и
земель обороны). На текущий момент эта процедура урегулирована
постановлением правительства №502 и предусматривает согласование с
госорганами изменения направления использования земель. Вместе с тем
новые нормы законодательства не устанавливают четкой процедуры фиксации
решения владельца об изменении направления использования земельного
участка. «Вероятно, у госорганов возникнет много вопросов относительно
того, как владелец может подтвердить выбор направления использования
земли. Только практика покажет, как эти вопросы будут решаться в
реальной жизни», - добавил Ю.ОСТАПЕНКО.
Адвокат
считает, что внесенные изменения являются большим шагом на пути к
прозрачному земельному рынку. «Однако нельзя забывать, что новые
правила будут выполнять старые кадры – те же люди, которые ранее
затягивали рассмотрение вопросов на несколько лет. Кроме того, для
обеспечения действия новшеств необходимо привести все
нормативно-правовые акты в соответствии с этим законом. Как показывает
опыт, эта процедура может значительно затянуться, в связи с чем закон
не будет работать», - пояснил он.
К
примеру, до сих пор не работает Закон Украины "О внесении изменений в
некоторые законодательные акты Украины относительно документов,
удостоверяющих право на земельный участок, а также порядка раздела и
объединения земельных участков" (№1066-VI), который упрощает процедуру
государственной регистрации права собственности на приобретенный
участок и предотвращает коррупцию в этой сфере. «Он вступил в силу еще
в начале мая 2009 года, но исполнительные органы не спешат применять
новые прозрачные подходы, ссылаясь на отсутствие разъяснительных
документов», - отметил юрист.
Справка
УНИАН. 5 ноября т.г. Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении
изменений в некоторые законодательные акты Украины (об упрощении
порядка приобретения прав на землю)».
Источник: http://economics.unian.net/ |