Доходы автора, впрочем, как и большинства украинцев,
за последние полгода упали. У меня — в три раза. Уверенности в будущем
— никакой. Вернее, она есть, но с негативным прогнозом. Желания
финансировать новострой — нет. Сказался опыт хранения денег в банках
«Надра» и «Укрпромбанк», а также живое обсуждение с инвесторами многих
объектов незавершенного строительства на сайтах всемирной паутины.
Посему пришлось заняться «вторичным» жильем, предложениями которого
засыпаны все сайты недвижимости, пишет Зеркало недели. Удивительно,
но оказалось, что, несмотря на кризис и огромное превышение предложения
над спросом, рынком по-прежнему манипулируют посредники-риелторы,
которые, как и раньше, берут комиссию с покупателя жилья, при этом
обслуживая интересы продавца! Итак, данные.
Данные о выставляемых на продажу объектах автор брал из газеты «Авизо»,
как более оперативного и представительного источника, чем сайты
риелторских компаний. Однако существенным недостатком предлагаемой
информации оказалось наличие «фантомов» — привлекательных объектов,
которые в реальности не существуют, но их рекламируют в прессе для
того, чтобы заманить потенциального покупателя и сделать его клиентом
конкретного агентства недвижимости. В подобных
случаях, чтобы скрыть блеф от клюнувшего на наживку клиента, говорят:
«Объект уже под залогом, но мы можем вам предложить похожую квартиру —
в другом районе или по другой цене». Еще один вид «отмазки» — квартиры
с неуловимыми хозяевами, которые никак не дают возможность посмотреть
объект. То «хозяева поздно приходят», то «приезжают только на
выходные», то «временно сняли с продажи» и т. д. По
моей оценке, 95% объявлений о продаже/покупке дается риелторами. Часто
в одном и том же издании одна и та же квартира продается самим хозяином
и тремя-четырьмя агентствами по разным ценам. Стоит самому разместить
объявление о продаже по разумной цене, как вам неминуемо перезвонят
несколько риелторов и попытаются «перехватить процесс продажи в свои
руки» — ведь за все в итоге заплатит покупатель. И
невдомек собственнику, согласившемуся на «халявные риелторские» услуги,
что таким образом он потеряет 90% своих потенциальных покупателей и
значительно растянет процесс продажи. Ведь лишние 3—5%, которые
посредник хочет «срубить» с меня, покупателя, мне придется зарабатывать
год, а то и два. Потому-то и появляются
«морковки» — объекты, выставленные на продажу по заниженным (в
сравнении с другими объявлениями) ценам на две-три тыс. долл. и
пометкой «срочная продажа, торг». Естественно, они в первую очередь
будут прозваниваться покупателями. Но во время просмотра окажется, что
«хозяин передумал из-за огромного наплыва желающих и поднял цену на те
же две-три тыс., торг возможен только в сторону увеличения, а «срочно»
означает три месяца. И последний феномен
кризиса — «люмпен-хаты». Это жилье, ранее купленное по инвестиционным
мотивам, которое продается сейчас. В нем, как правило, уже живут
квартиранты или малолетние члены семьи. А продают его хозяева,
понимающие, что лучше сегодня продать зависшую квартиру с потерей 30
тыс. у. е. от ранее заплаченной цены, чем через полгода потерять более
40 тыс. Кризис — не тетка.
|