Не мог не отреагировать на комментарий пани Ярославы Чапко «Гостиничная суета»! Вспоминаю,
как раннее весной 2009 мы с коллегами фантазировали на тему «Какие
крупные инфраструктурные проекты стоило бы развивать государству за
свой собственный счет, ну или за счет средств, взятых в долг у МВФ?» Поскольку
тогда мы только начинали разбираться с гостиничным бизнесом,
знакомились с операторами, собственниками гостиниц в разных странах,
возможно, некоторые наши суждения и были слегка «наивными», но, тем не
менее… А рассуждали мы так: ну почему бы не
создать гос.акц. компанию «Ukrainian Hospitality» с целью развития,
эксплуатации и – в итоге – продажи сети гостиниц среднего и эконом
класса «профильным» инвесторам. Сеть, скажем, из 20 – 25 гостиниц,
изначально адаптированных к требованиям выигравшего конкурс на
управление оператора / операторов. Бюджет
одного отеля среднего класса на 120 – 140 номеров составит от 8 до 12
млн. евро. Таким образом, бюджет строительства сети можно, так сказать,
average, оценить в 225 млн. евро / 2 250 млн. гривень при сегодняшнем
курсе. Да и не нужно было бы государству вкладываться по полной –
наверняка нашлись бы желающие на той или иной стадии войти в
акционерный капитал, предоставить займ под гос. гарантии etc. Да мало
ли можно использовать цивилизованных финансовых схем и инструментов?!
Было бы желание! Что на выходе? Глубоко убежден
в том, что если бы такая компания была создана год назад, уже в том же
долгожданном, еще не наступившем, но, действительно, уже обросшем
мифами 2012 году Украина могла бы получить в свое
распоряжение около 3000 комфортабельных номеров в понятных туристам
всех стран гостиницах. И не нужно замыливать глаза никому – ни самим
себе, ни УЕФА, ни международным туристическим операторам! А государство
через 2-3-4 года успешной ( а в этом я уверен!) эксплуатации, без
фантазий, на уровне 65% заполняемости к 3-4 году и средней цены за
номер в 65-75 евро вполне удачно реализовало бы свой стейк в «Ukrainian
Hospitality», получив очень хорошую доходность! Ведь еще один миф -
миф о крайне долгом периоде окупаемости гостиниц! Просто профильные
инвесторы к тому времени готовы будут покупать работающий бизнес с
подтвержденными доходами и профессиональным управлением за 6-7%
годовых, а расчеты и практика говорят о том, что владелец», построивший
гостиницу « по себестоимости» заработает в тот же период 15-17 %
годовых. Разве не должен хороший менеджер стремиться к заработку? Разве
не должно государство инициировать проекты, реализация которых с
участием приватного сектора позволяет не просто заработать на проценты
для МВФ, но и развить страну? Думаю, ответ очевиден! Не
могу не согласиться с пани Чапко в отношении НДС : все правильно,
четко и разумно – нужно освобождать! И бюджет от этого, в итоге, только
выиграет. С социальной инфраструктурой – сложнее! Мы в Ассоциации «Ргиональное строительство» не первый год говорим о том, что любые
дополнительные нагрузки на строительство являются пережитком советского
прошлого, фактически – дополнительным налогом, к тому же, изрядно
коррумпированным . Гостиница же – сама
по себе - уже является объектом туристической инфраструктуры. А
социалку, транспорт, городскую среду – все это конечно нужно развивать.
За счет налогов, поступающих в местные бюджеты. Другой вопрос в том,
что система взимания и распределения такова, что фактически лишает
местные громады источников к развитию! Выход не в административном
давлении, а в снижении общегосударственных налогов и предоставлении
местным общинам прав вводить местные налоги. Да и те, что собираются,
тратить разумно, открыто и подотчетно. Вот тогда–то и появится у
городов, поселков и сел , их Советов и Администраций возможность
регулировать этими самыми местнвми налогами и сборами то, что во всем
мире называется инвестиционным климатом . Ведь сейчас этот климат зависит исключительно от степени коррумпированности чиновников всех уровней. С
налогом на прибыль – для меня все предельно ясно! Достаточно всего один
раз посчитать финансовую модель операционной деятельности гостиницы,
чтобы понять:отмена налога на прибыль резко улучшит показатели окупаемости для любого инвестора!
Улучшит серьезно, на 10-15 % ,особенно, если гостиницы строятся не
только на заемные средства, а за «кровные» - деньги equity-партнеров,
кем бы они ни были… Безусловно, оптимизация налогообложения позволяет
некоторым собственникам гостиниц не платить вообще ничего! Но, к
несчастью для крупных, часто иностранных, часто сложно организованных
собственников гостиниц, которые посматривают сегодня в сторону Украины,
это не слишком характерно, а зачастую и совсем неприемлемо! Ну вот
привыкли они так : есть налог – надо платить, нет – не надо! Действительно
– в отличие от некоторых российских инвесторов. Но я не воспринимаю
всерьез многочисленные заявления о том, что именно российский капитал
станет основным при финансировании украинских гостиничных проектов.
Ведь российский капитал давно устал наступать на грабли и в своей
собственной стране! Так что лучше и полезнее
для всех – и для россиян тоже – изменить все-таки правила игры и не
рассчитывать больше на эмпирии вроде «ментальной близости», «общей
истории» и «восточно-славянского … братства». И хотя я глубоко убежден,
что на льготах далеко не уедешь, но, наступая на горло собственной
лирической песне, смею ответственно заявить: нужно отменять налог на прибыль для гостиниц на 10 лет! Сегодня это вопрос стратегии развития Украины. Аэропорты
в городах, принимающих Евро, безусловно, сделают посещение разных
регионов Украины куда более комфортным и недорогим, лишив пресловутые
«главные воздушные ворота страны» статуса чуть ли не самого дорогого
для авиакомпаний аэропорта Европы. Это, наряду с ростом внутреннего
туризма, простимулирует и рост индустрии гостеприимства. И ЕВРО-2012
сам по себе действительно ни при чем. Вот только устроены мы почему-то
так – без пинка не хотим ничего! Как будто все то, что сейчас
происходит, пусть и медленно, - дороги и тротуары, парки и скверы,
фасады и кровли, мосты и аэропорты, гостиницы и рестораны - нужно
Мишелю Платини?! Несмотря на геополитические
катаклизмы конца прошлого века все еще «широка страна моя родная, много
в ней лесов, полей и рек…» Еще раз убедился в этом, недавно, в который
уже раз, проехав за один день за рулем по 1550 км. по территории 12
областей… Но красивых и удобных мест в мире много! Лишь определив
развитие внутреннего и внешнего туризма в качестве одного из
направлений стратегии развития страны, простимулировав создание
общеукраинских и локальных (региональных) туристических брэндов,
поддержав сферу гостеприимства, в том числе, и временными налоговыми
послаблениями, мы превратимся из страны футболиста Шевченко в UKRAINE!
|