Ситуация первая: на проселочной дороге, вдали от пикета или КПП, вас останавливает полосатым жезлом сотрудник милиции, рядом – служебный автомобиль. Согласно закону: в соответствии с п.2.4. Правил дорожного движения, вы обязаны остановиться. Оптимальные действия: останавливайтесь, но из автомобиля не выходите. Двери блокируйте и просите проверяющего показать удостоверении. Запишите все его данные (Ф.И.О., должность, номер удостоверения и жетона). Если вдруг дело дойдет до прокуратуры, вам не прийдется вспоминать кто вас останавливал. Конфликт не обостряйте. Ситуация вторая: п.5.5. Постановления КМУ от 14 апреля 1997 г. № 341 «О Положении о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел», запрещает останавливать автотранспорт, если водитель ничего не нарушил и не использует машину в противоправных целях. Оптимальные действия: сразу спросите проверяющего: «А, что я нарушил?». Если вас остановили , чтобы «подзаработать», вам ответят, что вы, например, не были пристегнуты ремнями безопасности. Говорите, что отстегнулись , пока гаишник шел к вашему автомобилю. Вы правы, а тормознувший вас инспектор – нарушитель постановления (см. выше). Ситуация третья: глухой ночью вдали от населенных пунктов вас пытается остановить гаишник или милиция. Гаишник в форме, но вся обстановка кажется вам весьма подозрительной… Согласно закону: в соответствии с п.2.4. Приказа МВД Украины № 482 от 30 июня 1998 г. «О мероприятиях по улучшению надзора за дорожным движением и взаимоотношений милиции с владельцами транспортных средств», одиночным нарядам и нарядам на автомобилях без специальной окраски запрещено останавливать автомобили для проверки а темное время суток на неосвещенных участках дорог и улиц. Закон разрешает тормозить вас в глуши и темноте только во время проведения совместных операций. Оптимальные действия: закон тут вам не советчик, он не может предусмотреть все неординарные ситуации. Разумнее не останавливаться, если есть подозрения, что дело не чисто. Ведь у вас в салоне жена и дети. Если дорого вам знакома, автомобиль в порядке, лучше гнать без оглядки. Однако вы обязательно должны остановиться на первом же посту. Иначе в вас могут начать стрелять, если проверка на проселке была все же законной. Ситуация четвертая: вас останавливает сотрудник милициив форме, но без полосатого жезла. Согласно закону: по приказу МВД Украины № 482 от 30 июня 1998 г., требование об остановке должно подаваться жезлом. Оптимальные действия: вы можете спокойно проезжать мимо . Если милиционер вам машет рукой, есть большие подозрения, что это жулик. Или же милиционер хочет, чтобы его подвезли, а подвозить вы не обязаны. Ситуация пятая: Останавливает человек с жезлом, но в гражданской одежде. Рядом стоит милицейский автомобиль. Согласно закону: в соответствии с п. 2.4. Правил дорожного движения, водитель должен останавливаться и предъявлять документы по требованию работника милиции, но не гражданских лиц. Оптимальные действия: нет формы – скорее всего, это практикант. У него и удостоверения заведомо нет. Вы можете не останавливаться. Стоящая рядом милицейская машина – не аргумент для остановки. Ситуация шестая: на дороге сотрудники ГАИ пытаются проверить техническое состояние вашего авто. Например, замерить содержание в выхлопе автомобиля СО и СН. Согласно закону: в подпункте «б» п.2.4. Правил дорожного движения сказано, что водитель должен дать возможность сотруднику милиции проверить техническое состояние, номера агрегатов и комплектность автомобиля. Оптимальные действия: одно днло если вас действительно проверяют гаишники. И совсем другое – если тот же выхлоп хочет замерить посреди дороги непонятно кто. Одно время в Украине расплодилось множество «левых» фирм, работники которых в камуфляже и с самодельными жезлами тормозили машины «для проверки уровня СО и СН». Если нарветесь на такую псевдопроверку, вежливо объясните её законность и потребуйте предъявить удостоверения и т.д. Как правило, после этого жертву отпускают. Ситуация седьмая: вас остановили на КПП и сообщили, что 10 мин. Назад вы проигнорировали требование сотрудника ГАИ об остановке. То есть бежали с места «преступления». Согласно закону: инспектор может составить протокол только за то нарушение, которое видел лично. В приказе МВД Украины № 482 от 30 июня 1998 г., говориться, что возможность водителя видеть и правильно понимать требование работника милиции об остановке выясняется в конкретной дорожной ситуации, которая сложилась на месте и во время остановки транспортного средства. Оптимальные действия: скажите, что подадите на инспектора в суд. Сам он не был очевидцем нарушения, а составлять в таком случае протокол – это подлог. Ситуация восьмая: при составлении протокола инспектор не вписывает пассажиров как свидетелей, аргументирую свои действия заученной фразой: «Пассажиры - не свидетели, а заинтересованные лица». Согласно закону: по всем действующим законам Украины свидетелем является каждый человек, которому что-либо известно по данному делу. А степень достоверности показаний пусть определяет суд. Оптимальные действия: если свидетели не были вписаны в протокол, впишите их самостоятельно. В протоколе есть для этого специальная графа – «По сути нарушения объясняю». И только после этого подписывайте протокол. Ситуация девятая: сотрудники милиции начинают обыскивать автомобиль. Согласно закону: обыск должен проводиться при двух понятых (ими не могут быть ни ваши пассажиры, ни сотрудники милиции) и обязательно с оформлением протокола обыска. Оптимальные действия: обычно после того как вы потребуете соблюдения законности, напомните о понятых и т.д., сотрудники милиции теряют к вам интерес. Немаловажный вопрос – как отличить инспектора ДПС от сотрудника другой правоохранительной или силовой структуры? Согласно правилам, сотрудники ДПС (служба входит в структуру ГАИ МВД Украины) должны быть одеты в темно-синюю форму и фуражки цилиндрической формы. В темное время суток – в жилеты с желтыми светоотражающими полосами и надписью «ДПС». Кроме того, прежние значки на куртке, введенные не так уж и давно, отменяют. Вместо них на грудь дорожного инспектора повесят с одной стороны пятиконечную звезду, а с другой – металлическую табличку. На звезде будет название региона, а на табличке – фамилия, имя и отчество гаишника. В некоторых областях Украины, кстати такая форма уже появилась.
|